Всю прошлую неделю мировая общественность, имеющая хоть какое-то отношение к информационным технологиям, была взбудоражена одним событием. Вторая по величине компьютерная компания Hewlett-Packard (консолидированные доходы за 2000 год составили 48,78 млрд долларов) объявила о поглощении своего ближайшего конкурента Compaq Computers с оборотом около 40 млрд долларов. Эта сделка - самая большая в истории компьютерной отрасли. В результате слияния двух компаний должен появиться монстр с оборотом 87 млрд долларов (что лишь на 2 млрд меньше, чем у лидера IT-рынка IBM) и 150 тыс. сотрудников. В новом конгломерате 64% акций будет принадлежать нынешним акционерам HP, а 36% - Compaq.
Два-три года назад такое слияние было вообще невообразимо: рынок рос, обе компании были полны амбициозных планов, и разговор о продаже Compaq могли счесть только неудачной шуткой. Год назад, когда ситуация начала ухудшаться, все бы с интересом восприняли паритетный союз HP и Compaq. Но теперь речь идет об исчезновении Compaq (второго в мире после Dell производителя персональных компьютеров и лидера в сегменте ПК-серверов), и выглядит это, как еще один явный признак коллапса отрасли.
Вектор - вниз
Если внимательно присмотреться к тому, что творилось на рынке в этом году, то иначе как закономерностью нынешнее слияние не назовешь.
Мировая отрасль производства компьютеров и полупроводниковых приборов переживает серьезный кризис, связанный с резким падением спроса на свою продукцию. В США в этом году отмечено рекордное падение расходов корпораций на информационное оборудование и ПО. Впервые с начала 80-х они сокращаются уже третий квартал подряд. Также впервые за последние пятнадцать лет упали продажи персональных компьютеров (только во II квартале в США расходы на покупку компьютеров и ПО сократились на 15,1%). Падение спроса вызвало заметное снижение загрузки производственных мощностей. По данным Японской ассоциации индустрии электроники и информационных технологий (JEITA), крупнейшие мировые производители микросхем задействовали во II квартале лишь 72% своих мощностей (в I квартале этот показатель составлял почти 84%).
Неудивительно, что практически все предприятия отрасли, сталкиваясь со значительным падением продаж, вынуждены вести ожесточенную борьбу с издержками, прежде всего за счет сокращения персонала. Так, HP и Compaq уже уволили 15 тыс. сотрудников. Их конкурент американский производитель персональных компьютеров Gateway намерен сократить около 6,6 тыс. человек, или 25% персонала компании, и закрыть ряд предприятий по всему миру. Несколько тысяч человек должен по итогам этого года уволить Dell Computer. Один из крупнейших японских производителей электроники корпорация Kyocera планирует избавиться от 10 тыс. человек (20% от общего числа сотрудников). Еще по 20 тыс. своих работников намереваются уволить японские Toshiba и Hitachi.
Последний штрих к этой печальной картине добавил Intel. Нет, у гиганта, контролирующего около 80% рынка микропроцессоров для ПК, пока нет убытков, да и сокращение персонала напоминает пока профилактику, а не лечение. Проблемы монополиста рынка процессоров носят более фундаментальный характер. В конце августа компания объявила о начале выпуска процессора Intel Pentium-4 Itanium c тактовой частотой 2 ГГц. Его производительность на 81% больше, чем производительность представленного публике 22 марта процессора с аналогичной архитектурой и тактовой частотой 1 Ггц. Представив новинку, Intel впервые нарушила закон, сформулированный одним из основателей компании Гордоном Муром еще в 70-х годах (по сути многолетний план работы корпорации). Согласно ему, производительность процессоров должна удваиваться каждые восемнадцать месяцев (не чаще!). Сейчас это произошло фактически за год, что означает значительное укорачивание и без того недолгого жизненного цикла такого товара как микропроцессор - на возврат инвестиций и получение прибыли времени практически не остается.
Поиски Карлы Фьорины
Компьютерные компании осознали глубину кризиса не сегодня. Та же Hewlett-Packard давно ищет свежие идеи для своего бизнеса. Ее новейшая история связывается с именем Кэрлтон (а в просторечии Карлы) Фьорины, назначенной на пост генерального директора и председателя правления компании летом 1999 года. Уже тогда, несмотря на стабильный рост акций, в компании предчувствовали стагнацию рынка персональных компьютеров. Лидер HP не сидела без дела и решила усилить направление сервиса и IT-консалтинга. В феврале 2000 года один из топ-менеджеров европейского подразделения компании, помнится, чертил одному из авторов этих строк оптимистичные графики, где подразделения консалтинга должны занимать все большую и большую долю в обороте компании. В ноябре 2000 года на рынок просочились слухи о переговорах по приобретению НР PricewaterhauseCoopers за 18 млрд долларов. Отрасль, казалось, вот-вот получит новый вектор развития. Но сделка (в том числе и из-за преждевременной утечки информации) сорвалась.
Вероятно, обжегшись на поглощении консалтинговой фирмы, Фьорина решила обратиться к более знакомому бизнесу. В переговорах с Compaq были соблюдены все меры предосторожности. Первая встреча между главой Compaq Майклом Капелласу и Карлой Фьориной состоялась еще 2000 году, но из-за режима секретности никаких утечек до объявления сделки не было. Даже инвестбанкиры были привлечены лишь в тот момент, когда уже был готов бизнес-план новой компании.
После объявления сделки 46.летняя Фьорина попыталась на многочисленных пресс-конференциях обосновать ее мотивы: "Мы сможем обеспечить существенные выгоды для акционеров благодаря значительному улучшению структуры расходов". Экономия за счет масштабов -. вот лейтмотив объединения. Можно убрать дублирующие операции, уволить 15 тыс. сотрудников, оптимизировать сбытовую структуру. По оценке представителей компаний, сделка поможет сэкономить примерно 2,4 млрд долларов ежегодно уже к началу 2003 года.
После слияния HP и Compaq, объединенная компания будет контролировать 19% мирового рынка ПК. В новой компании к прибыльному сектору периферии HP прибавятся перспективные карманные компьютеры Compaq, на рынке которых очень скоро ожидается бум. Аналитики международной консалтинговой фирмы IDC отмечают и такую сильную сторону новой компании, как хорошо дополняющие друг друга исследования - HP серьезно занимается разработкой квантового компьютера, Compaq силен и в прикладных сетевых задачах и в теоретических исследованиях проблем кластеризации.
Однако несмотря на благоприятные прогнозы, рынок весьма скептически отреагировал на сообщение. В день, когда было объявлено о сделке, ее объем оценивался в 25 млрд долларов, но уже к следующему дню акции обеих компаний упали, и эта цифра сократилась примерно до 20 млрд долларов.
На очереди Dell
На самом деле, за исключением сектора периферийных устройств, Hewlett-Packard приобрела фактически своего двойника, причем финансово неустойчивого. К своим убыткам в секторе ПК, которые за III квартал 2001 года составили 178 млн долларов, Hewlett-Packard прибавила еще и убытки Compaq (в последнем квартале потерявшей 279 млн долларов). "Карла Фьорина только удвоила свои проблемы", - считает аналитик Gartner Group Мартин Рейнлдз.
Кроме того, как заявил в апреле это года вице-президент отделения персональных компьютеров самой же HP Уэбб Маккини: "Трудно найти примеры удачной покупки одной ПК-компании другой". Сегодня многие вспоминают, как в 1998 году для укрепления своих позиций на рынке мощных серверов Compaq купил сначала Digital Equipment Сorporation, а затем Tandem. Но сложные эксклюзивные продукты утонули в вале ПК, который выплескивал на рынок Compaq.
Сама сделка должна быть утверждена антимонопольными органами США и ЕС в следующем году. А пока суть да дело, Compaq будет существовать. Но клиентов ему удерживать все труднее. Уверенные в скорой кончине компании крупные заказчики, скорее, перебросятся к другому вендору, и не факт, что к HP. Проблема не минует и российский рынок. Комментируя ситуацию, региональный директор IDC по России, Украине и Средней Азии Роберт Фариш заявляет: "Обе компании играли здесь на одном рынке, рынке корпоративных заказчиков. Было два сильных брэнда. Теперь при проведении тендера заказчики просто не увидят один из них. У клиентов просто будет меньше выбора".
Как бы там ни было, аналитики уверены, что нынешнее слияние на рынке - не последнее. Кризис компьютерной индустрии толкает вчерашних конкурентов в объятия друг друга. Новым объектом для слияния аналитики дружно называют как раз Dell. Правда, одни предсказывают, что он присоединит к себе другого американского производителя ПК, Gateway, а другие предполагают, что Dell сам станет предметом поглощения, например, со стороны "голубого гиганта" IBM.