Азиатский рост

Евгений Гавриленков
10 сентября 2001, 00:00

Российская экономика развивается по азиатской модели. Это чревато новым кризисом

Прошло три года со времени финансового кризиса, который заставил правительство решиться на существенную корректировку экономической политики. В 1999 году был резко сокращен дефицит бюджета, а затем был достигнут и его устойчивый профицит. Немаловажное значение при этом имел рост мировых цен на нефть, однако, анализируя экономическую ситуацию в целом, не следует недооценивать и значения внутренних факторов.

Во втором квартале 2001 года Госкомстат скорректировал статистику национальных счетов за прошедшие несколько лет. Важный вывод из обновленной статистики национальных счетов: ускорение экономического роста в 2000 году (8,3% против 5,4% в 1999 году) было не столь значительным, как это считалось ранее (7,7% прироста ВВП в 2000 году против 3,2% в 1999 году). Этот факт заставляет несколько по-иному оценить влияние нефтяных цен на динамику макроэкономических показателей и сместить акцент при анализе причин экономического ускорения в 2000 году от внешних факторов к внутренним - в первую очередь к изменениям в микроэкономической среде, а также изменениям институциональным.

К середине 2001 года реальный курс рубля находился на уровне первой половины 1995 года - это означает, что российские производители, по сути, имели примерно такую же степень защиты от внешней конкуренции, как и шесть лет назад. Однако тогда производство сокращалось, в то время как сейчас оно в целом продолжает расти, хотя и затухающими темпами. При этом существенно, что экономический рост в 2001 году происходит на фоне быстро растущих объемов импорта, несмотря на обостряющуюся конкуренцию со стороны зарубежных производителей. Во втором квартале 2001 года импорт увеличился почти на 30% по сравнению со вторым кварталом 2000 года, причем в основном за счет стран дальнего зарубежья. Это означает, что все большее количество российских предприятий оказываются конкурентоспособными, причем не только в экспорториентированных и добывающих отраслях, но и в перерабатывающих. А значит, определенные позитивные изменения на микроуровне имели место, повысились культура корпоративного управления, эффективность производства. Таким образом, рост 2001 года - это рост в условиях обостряющейся конкуренции, рост в условиях укрепляющегося в реальном выражении курса рубля. Темпы экономического роста со второй половины прошлого года снижались, но тем не менее они остаются достаточно высокими - по итогам 2001 года можно ожидать примерно 5,5-процентного роста экономики. В итоге за три календарных года после кризиса российский ВВП увеличится более чем на 20% и достигнет уровня конца 1993 года. Более того, в последние месяцы вновь появились признаки некоторого ускорения темпов, что в принципе создает неплохой задел для показателей будущего года.

Вместе с тем, несмотря на ряд позитивных факторов, таких как более сбалансированная бюджетная политика, повышение уровня монетизации экономики, существенное снижение остроты проблемы неплатежей и проч., которые способствовали оживлению экономики в послекризисный период, существует и ряд нерешенных проблем.

Основная - она так окончательно и не была решена за годы реформ - наличие существенного разрыва между отраслями, ориентированными преимущественно на экспорт, и отраслями, ориентированными на внутренний рынок. У первых образуется избыток финансовых ресурсов, вторые же, более многочисленные, напротив, испытывают их недостаток (хотя и в силу разных причин). Во многом это расслоение является следствием искаженной структуры внутренних цен, при которой происходит искусственное внебюджетное субсидирование одних секторов экономики другими. В результате "избыточный" капитал хронически утекает из страны, и задача по-прежнему заключается в том, чтобы изменить направление этого потока, трансформировать его в инвестиции. Утекает же капитал потому, что вложения в российскую экономику все еще остаются высокорисковыми, хотя либеральные намерения правительства, выраженные в разработанной стратегии развития, направлены в первую очередь именно на то, чтобы существенно улучшить инвестиционный климат. Стратегия правительства в основном дает исчерпывающий ответ на вопрос о стратегии роста - это прежде всего развитие системы институтов, которые были бы способны "переваривать" упомянутые выше избыточные финансовые ресурсы, создаваемые российской экономикой, и ресурсы внешних инвесторов, которые также могут аккумулироваться в российской экономике.

Справедливости ради следует сказать, что в последнее время появились признаки того, что и эта проблема начала решаться. Речь идет о прогрессирующей тенденции концентрации капитала в стране, о приобретении крупными предприятиями-экспортерами активов в других секторах экономики, об эволюции российской экономики по азиатскому образцу. Этот тип эволюции экономической системы имеет как плюсы, так и минусы. В кратко- и среднесрочном плане он, безусловно, позитивно скажется на темпах роста, повышении инвестиционной активности и эффективности производства. Однако преимущества такого варианта экономического развития наиболее отчетливо могут быть видны лишь на фоне низких показателей предыдущих лет. В долгосрочной же перспективе такая модель породит новые перекосы в экономике, что может привести к новому кризису, подобному тому, что случился в ряде стран Юго-Восточной Азии незадолго до российского дефолта.