Россия и Финляндия сошлись во всем, кроме вопроса об отношении к расширению НАТО на восток.
В то время как президент Владимир Путин в ходе визита в Финляндию назвал стремление расширять НАТО в направлении границ России "историческим анахронизмом" и повторил свой тезис о "новых разделительных линиях", его финская коллега Тарья Халонен выразила убеждение, что членство стран Балтии в НАТО не приведет к "перекосам в системе безопасности". Правда, сама Финляндия в альянс вступать не собирается; в отличие от прибалтов эту идею поддерживает лишь 21% финнов.
Впрочем, разное отношение к НАТО вовсе не подпортило визит. Тем более что своим сенсационным жестом - возложением венка к могиле маршала Маннергейма - Путин продемонстрировал, насколько изменчивы и ход истории, и исторические оценки.
Демонстративная "реабилитация" маршала, трижды воевавшего с красной Россией, вызвала резкий протест российских "патриотов". Исполком движения "В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки" усмотрел в поступке главы российского государства "отмежевание от исторического прошлого нашей родины" с целью завоевать расположение крупного финского капитала. Президент с этой оценкой не согласился, отметив, что такого высокого уровня сотрудничества, как с северным соседом, "у России нет и с некоторыми странами СНГ".
Владимир Путин не упустил возможности представить Финляндию в качестве блестящего примера, которому могли бы следовать прибалтийские страны в вопросах не только нейтралитета, но и соблюдения прав русскоязычного населения. "Почему же в такой постановке проблемы нужно отказывать русской диаспоре балтийских стран?" - задал риторический вопрос российский президент.