- Как, на ваш взгляд, было бы правильно выстроить Концерн ПВО?
- Наша позиция очень простая - государство напрямую должно владеть контрольным пакетом акций Концерна ПВО и управлять им, не привлекая для этого никаких других фирм.
- На пресс-конференции по поводу формирования Концерна ПВО вы и руководство "Антея" выразили опасения, что "Оборонительные системы" в нем окажутся "надстройкой" и "будут только рулить финансовыми потоками". Какие основания так полагать?
- Следующие цифры не нуждаются в комментариях. За последние годы от экспортных продаж систем ПВО разработки "Алмаза" на миллиард долларов мы получили от "Оборонительных систем" примерно две десятых процента за авторские права. (Помимо этой суммы "Алмаз" получал деньги за конструкторское сопровождение поставляемой техники, доработку техдокументации и так далее, но точная цифра общих доходов компании от экспортных контрактов не разглашается. - "Эксперт".) При этом были договоренности, и письменные в том числе, о том, что три процента за авторские права должны быть заплачены главному разработчику и эти деньги должны пойти на создание новой техники. Ведь бесконечно продавать существующие системы уже не получится. Ну если вместо трех процентов мы получили две десятых процента, то и наше отношение к этой фирме соответствующее.
- Что произойдет с вами, если "Оборонительные системы" в Концерне ПВО будут "надстройкой"?
- Мы, как и раньше, будем ходить с протянутой рукой и просить у них выделить деньги на развитие отечественных систем ПВО. Только ситуация будет еще хуже. Если сейчас мы напрямую общаемся с Минобороны и являемся исполнителями федерального государственного оборонного заказа по более чем десятку тем, то, когда формирование концерна будет завершено, именно он станет головным исполнителем, а мы будем всего лишь субподрядчиками и у нас не будет возможности выполнять заказы Минобороны напрямую.
- Как вы будете противиться созданию Концерна ПВО с участием "Оборонительных систем"?
- А мы за создание Концерна ПВО с "Оборонительными системами". Они же все время говорят о том, что готовы передать государству контрольный пакет акций. А почему бы тогда не пойти очень простым путем: "Алмаз", "Антей" и "Оборонительные системы" проводят общее собрание акционеров, которое принимает решение о слиянии их в одну компанию и передает контрольный пакет акций государству.
- Это что-то новое...
- Можете считать это моим официальным предложением. Вот и посмотрим, готовы они или нет.
- С "Оборонительными системами" разобрались. А чем вы будете заниматься в Концерне ПВО? Какие у вас приоритетные направления деятельности?
- Их четыре. Первое - дальнейшая модернизация комплекса С-400 уже после принятия его на вооружение. Второе - разработка нового ЗРК средней и малой дальности "Витязь". Третье - исследовательские работы по перспективным средствам ПВО следующего поколения, которые будут действовать на иных физических принципах. И наконец, четвертое - модернизация до уровня "Фаворита" стоящих на боевом дежурстве комплексов С-300П. Большая часть этих ЗРК была поставлена в восьмидесятые годы, и срок их эксплуатации подходит к концу. Если мы не будем этим заниматься, через четыре года от них вообще ничего не останется.
- Какие перспективы у комплексов С-300 на внешнем рынке?
- Самые блестящие. Поэтому, собственно, и происходит столько всего вокруг Концерна ПВО. Портфель твердых заказов весьма значителен. Думаю, общий объем продаж "Алмаза" и "Антея" будет превышать миллиард долларов в год. Кстати, это одна из причин шумихи, поднявшейся вокруг создания Концерна ПВО.
- За счет чего можно расширить экспорт систем ПВО?
- В первую очередь за счет расширения ассортимента. Подход должен заключаться не в том, чтобы продать одну "трехсотку" и два "Тора", а в том, чтобы предлагать комплексную систему ПВО для целых стран и регионов.
- Как продвигаются работы по созданию С-400? Некоторые эксперты считают, что такого комплекса вообще нет.
- Ну вы сами подумайте, кому выгодно поливать грязью в прессе отечественные вооружения. Пишут, что С-300 не туда стреляет, еще чего-то происходит и так далее. Могу сказать, что мы совершенно спокойно идем по намеченному графику испытаний С-400.
- Когда все будет сделано?
- Первый этап закончился, второй завершится в этом году, а когда закончится третий этап, сказать не могу, меня потом будут ругать за преждевременные заявления. Но в ближайшей перспективе все будет завершено.
- Ваши оппоненты утверждают, что ракета для С-400 до сих пор не разработана.
- Это вопрос к головному разработчику - КБ "Факел".
- Да, но ведь головку наведения ракеты для С-400 разрабатывает "Алмаз".
- Совершенно верно, интеллектуальную часть ракеты делаем мы. Состояние ее готовности превышает тот объем финансирования, который мы получили от "Факела".
- Какие инвестиции необходимы для создания комплекса типа С-400?
- На создание системы, аналогичной С-300, американцы за последние два года потратили примерно двести пятьдесят миллионов долларов. Это система типа PAC-3 (Patriot Advanced Capability). А на систему, аналогичную С-400, - THAAD - только в этом году выделено более полумиллиарда долларов. Других систем ПВО дальнего радиуса действия, кроме американских и российских, в мире нет. Мы получаем финансирование на порядок меньше.
- Многие считают, что уж где-где, а в области ПВО мы опережаем американцев и европейцев. Это так?
- По тактико-техническим характеристикам пока еще опережаем.
- А они нас догоняют?
- Америка в этом году завершит работу над системами типа PAC-3, а в две тысячи седьмом году - над системой THAAD. Это может уравновесить ситуацию. Так что нам надо торопиться.
- Если Америка через четыре года завалит мировой рынок своими новыми системами ПВО, то экспорт наших систем резко упадет, сократятся доходы и вам не на что будет создавать ЗРК следующего поколения...
- Если нам дадут спокойно поработать годика три, то бояться будет нечего. Все что надо - сделаем.