Аптечная революция в Италии

Экономика и финансы
Москва, 10.09.2001
«Эксперт» №33 (293)

Италия переживает "аптечную революцию": в продаже впервые появились так называемые общие лекарства (generic drugs) - "копии" дорогих препаратов производства ведущих фармацевтических компаний. Они идентичны своим прототипам по фармакологическому действию, изготавливаются на основе одних и тех же веществ, но называются по-другому и стоят дешевле - порой в несколько раз.

Смысл этого нововведения - сократить расходы государственной системы здравоохранения. В Италии, как и в большинстве "социальных" государств Европы, больному возмещается стоимость лекарств, выписанных врачом. Отныне, если на рынке присутствует дешевое "общее" лекарство, государство будет оплачивать только его, хочешь лечиться "фирменным" - плати из своего кармана. Италия имеет самый большой процент пожилых людей в структуре своего населения, и эта тенденция будет только нарастать. Поэтому правительство Берлускони заранее готовится к эффекту "глобального старения", ведь лекарства необходимы в первую очередь пожилым.

Культура "общих" лекарств широко распространена в ряде стран Европы, а также в США, где на их долю приходится 42% всех выписываемых рецептов. Разница между "фирменными" и "общими" лекарствами заключается в том, что первые производятся компаниями, имеющими патент на разработанные ими препараты. После того как срок патента истекает (через 20 лет), компания-разработчик теряет исключительные права на лекарство, и за его изготовление берется фирма, специализирующаяся на "общих" препаратах.

Проблема "общих" лекарств высвечивает двусмысленность, окружающую фармацевтическую промышленность, которую в последние годы обвиняют в серьезных злоупотреблениях. До тех пор пока действует патент, компания-производитель, как правило, назначает максимальную цену, которую может выдержать рынок. Критики из числа правозащитников обвиняют "большую фармацевтику" в стремлении нажиться на человеческих болезнях. И это при том, что в Америке 42 млн человек не имеют медицинской страховки. Представители индустрии отвечают, что за счет высокой цены препарата в первые годы после поступления на рынок компенсируются гигантские расходы на его разработку. В среднем создание нового лекарства стоит в наше время 500 млн долларов. В ответ критики "фармацевтической мафии" указывают на солидные дивиденды, которые регулярно выплачиваются владельцам акций фармакологических корпораций, а также на то, что, несмотря на биржевой спад, эксперты фондового рынка рекомендуют вкладывать деньги в их акции.

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (293) 10 сентября 2001
    Противовоздушная оборона
    Содержание:
    Мы не хотим ходить с протянутой рукой

    Как лучше сформировать Концерн ПВО и чем в нем будет заниматься НПО "Алмаз" - об этом в интервью "Эксперту" рассказал генеральный директор объединения Игорь Ашурбейли

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама