Вторжение продолжается

Дмитрий Сиваков
17 сентября 2001, 00:00

Наиболее вероятный покупатель "Росгосстраха" - один из крупнейших западных страховщиков немецкий Allianz AG

Седьмого сентября компания "Тройка Диалог" за 7 млн долларов приобрела первый, девятипроцентный, госпакет акций "Росгосстраха. Схема приватизации компании состоит из трех аукционов, на которых запланированы к продаже пакеты размером в 9%, 16% плюс 1 акция и 25% минус 2 акции.

Скорее всего, "Тройка Диалог" действовала в интересах других лиц. Каких именно - компания не разглашает. Настоящий покупатель не желает, чтобы его обнаружили. Оно и понятно: перед вторым, самым важным, аукционом показывать себя конкурентам просто невыгодно. Ведь если покупатель первого пакета купит и второй, то тогда он станет обладателем блокирующего пакета акций "Росгосстраха". Акции, продаваемые на всех трех аукционах, контрольного пакета не составляют, поэтому можно не участвовать в последнем аукционе и сэкономить кучу денег.

Вычислить настоящего покупателя можно аналитическими методами.

Мешок с деньгами

Для начала напомним о компании "Росгосстрах" главное. Это бывший государственный монополист на рынке страхования. Еще лет пять назад был одним из признанных лидеров. Но сейчас он сильно "сдал" и продолжает терять свои позиции (см. табл. 1-2). И все же кое-чем "Росгосстрах" привлекает. Это хорошо узнаваемый брэнд. У него огромная инфраструктура - почти сотня филиалов и подразделений и сорок тысяч страховых агентов. Однако наследство, доставшееся от советского "Госстраха", "Росгосстрах" до сих пор так и не инвентаризировал. Есть основания считать, что часть этого наследства, быть может, очень значительная, утеряна. Что же не утеряно?

В июле этого года стало известно, что, по оценке "Росэкспертизы", стоимость "Росгосстраха" - 78 млн долларов. Метод оценки бизнеса так и не был обнародован. Поэтому прикинем самостоятельно, сколько вообще денег в "Росгосстрахе". Величина страховых резервов (это деньги компании на "черный день" - для возможных страховых выплат) составляет 74 млн долларов. Нераспределенная чистая прибыль - около 8 млн долларов. Итого - 82 млн долларов. Эта простенькая оценка подозрительно близка к той оценке, которую дала "Росэкпертиза". По всей видимости, бизнес "Росгосстраха" не оценивался. Оценивался лишь размер денежного мешка (ликвидных активов) "Росгосстраха".

О русских

Рассмотрим всех возможных претендентов на почетную должность собственника "Росгосстраха" (в порядке возрастания вероятности быть покупателем первого пакета).

Российские госбанки. Есть определенная выгода, скажем, у Сбербанка. У него значительные пассивы, которым нужно найти эффективное применение. Покупка "Росгосстраха" может стать хорошим активом. Например, чтобы привлекать определенную клиентуру или чтобы массово распространять дешевые страховые продукты (такие как автомобильные страховки) через знакомые точки - филиалы Сбербанка по всей России.

Однако этот сценарий маловероятен. После кризиса Сбербанк четко придерживается политики кредитования, а не участия в капитале других, пусть и финансовых организаций.

Российские инвестиционные компании. "Росгосстрах" могли приобретать инвестбанкиры, чтобы впоследствии перепродать его тем стратегическим инвесторам, которые по какой-то причине не успели, не смогли или не захотели купить "Росгосстрах" сейчас. Однако лишь на первый взгляд кажется, что возможно осуществить такие спекуляции. Дело в том, что в нормальных инвестиционных компаниях такие решения проходят через службу риск-менеджмента, а она вряд ли согласилась бы на их претворение в жизнь - риски крайне велики. Если конечный покупатель не найдется, то разбираться с "Росгосстрахом" придется самой инвестиционной компании. Страховой бизнес весьма специфичен - в силу этого задача становится практически неразрешимой. Даже если рассматривать "Росгосстрах" просто как денежный мешок, то покупать его все равно рискованно. Дело в том, что страховые резервы "Росгосстраха" распылены по многим компаниям. Может статься так, что доступ к ним из головного офиса будет затруднен или его не окажется вовсе.

Против этой версии свидетельствует и тот факт, что заявка победителя первого аукциона была на 30% дороже всех других. Такое поведение для инвесткомпаний не характерно: они в состоянии досконально оценить потенциальный спрос и вряд ли предложили бы государству лишнее.

"Головков со товарищи". На приватизационных аукционах частенько возникает еще один тип инвесторов - структуры, связанные с менеджерами продаваемой компании. Аукцион по "Росгосстраху" вполне мог не стать исключением: первые лица компании обладают достаточным количеством информации, чтобы здраво оценить, чем реально владеет компания и каковы сроки окупаемости потраченных на ее покупку средств. И перехватывать управление не потребуется - Алексей Головков и так является первым лицом в "Росгосстрахе".

И все же вероятность просачивания талантливых менеджеров в капитал "Росгосстраха" невелика: невозможно представить, что "Тройка Диалог" выступает посредником инвесторов такого типа.

Российские страховые компании. Среди наших инвесторов это самые подходящие кандидаты на роль собственников "Росгосстраха". Они ведут непрерывную рыночную борьбу друг с другом и заинтересованы в резком расширении бизнеса. Однако открыто заявивший об интересе к конкурсу стратегический альянс "Альфа-груп"-ВЕСтА, по некоторым данным, подавший три заявки из пяти поступивших на аукцион, проиграл. Другие российские страховщики, видимо, так и не отважились играть на деньги с серьезными соперниками.

А такие были.

О нерусских

Собственно, из крупнейших западных компаний на российском рынке было замечены всего три - американская AIG (ее "дочка" "AIG-Россия" по размерам собранной премии в 2000 году заняла 56 место), немецкая Allianz AG (российская "дочка" "Ост-Вест Альянс" занимает 93 место) и немецкая Munich Re (аффилированная с ней Alte Leipziger Europe является одним из учредителей компании "Русь", находящейся на 88 месте). Появление прочих иностранных страховых компаний среди претендентов на "Росгосстрах" очень маловероятно.

AIG. Это вторая по величине американская страховая компания. Прославилась тем, что выдала безотзывные и бессрочные гарантии своей российской "дочке". Покупка "Росгосстраха" могла бы придать ей в России некоторый динамизм и вывести ее в лидеры нашего рынка. Однако, по данным "Эксперта", еще два-три месяца назад компания не только не собиралась покупать "Росгосстрах", но даже и не обсуждала саму эту возможность. Вероятность же того, что за это время решение могло пройти по всей длинной цепочке согласований, от российской "дочки" через европейский офис в Греции и до центрального офиса в США, минимальна.

Munich Re. Немецкий страховщик номер два. Стимул для покупки "Росгосстраха" есть, и очень веский: конкуренция с извечным противником - компанией Allianz AG. Единственная причина, из-за которой стоит усомниться в том, что именно Munich Re и стал победителем, - нехарактерный для крупной и открытой компании столь таинственный выход на российский рынок. Напомним, что компания "Русь" - "дочка" не самой Munich Re, а лишь аффилированной с ней структуры.

Allianz AG. Крупнейшая в Германии и третья в мире страховая компания. Проводит в России массированную имиджевую рекламную компанию. Недавно Allianz AG впервые среди иностранных страховщиков купил 40-процентный пакет российской компании РОСНО.

В пользу Allianz AG говорит еще и конфиденциальность, которая сопровождала сделку. Скрываться от глаз общественности у компании есть дополнительный резон: антимонопольное ведомство еще не зарегистрировало покупку РОСНО.

Наконец, как сообщил журналу "Эксперт" президент управляющей компании "Тройка Диалог" Павел Теплухин, "'Тройка Диалог' работает только с приличными клиентами". В данной ситуации приличней Allianz AG вряд ли можно кого-либо найти.