Мягкая изнанка

24 сентября 2001, 00:00

Московский Дом фотографии начал новый выставочный сезон программой "Классики российской фотографии". Первым классиком был избран Борис Савельев - замечательный наш фотограф, знаменитость и аутсайдер. Знаменитость - потому что высоко ценится на Западе наряду с творцом фотоэпоса о жизни бомжей Борисом Михайловым, а у нас выставляется в Третьяковке и в Русском музее. Аутсайдер - потому что до сих пор тусовочной жизни предпочитал алхимические опыты со старинными фототехниками.

Выставленные фото Савельева семидесятых годов и вчерашние, черно-белые и цветные, по большому счету, все об одном - о тайных отношениях людей, предметов и пространства. "Тайных" не значит скрытых ото всех, наоборот, как раз о тех, что у всех на виду и потому никому не интересны. Вот, например, "Даниловский монастырь" - не купола, режущие глаз своей позолотой, а втиснутый в открытые двери трамвая, как в раму, дворник, собирающий мусор у монастырской стены. А еще - тетки в декорациях "спальных" районов, деды с отвислыми авоськами, трамвайщицы, просто прохожие и пассажиры, обычные стены домов и двери трамваев - город с изнанки. Но это не та изнанка, которая страшна, неприглядна и норовит ударить зрителя ниже пояса (как Борис Михайлов). Эта изнанка своя в доску, только куда более красивая, чем кажется тупому глазу, привыкшему реагировать только на какие-то экстремальные раздражители.

Впрочем, способность ошеломить обыкновенным - факт, известный в истории фотографии. Вряд ли кто-нибудь мог подумать, что пожарная лестница в обычном московском дворе - это так сногсшибательно здорово, пока однажды ее не "увидел" Родченко.