Угольные амбиции "Северстали"

24 сентября 2001, 00:00

"Дочка" "Северстали" компания "Северстальтранс" купила 20% акций порта Восточный и желает увеличить этот пакет до контрольного.

Зачем же "Северстали" понадобился порт на Японском море, расположенный за девять тысяч километров от покупателя? Дело в том, что компания Алексея Мордашова собирается покупать "Кузбассуголь" - одно из крупнейших в России угольных предприятий. "Кузбассуголь", как известно, добывает 16-17 млн тонн угля в год. Из них 6,6 млн тонн - коксующихся марок, что полностью покроет потребности "Северстали" в этом топливе для нужд ее сталелитейных мощностей. Но что делать с остальным углем?

Как известно, угли Кузбасса пользуются спросом за рубежом. Поэтому логично организовать их экспорт. Покупка одного из крупнейших портов в России как раз и призвана реализовать этот план.

Порт Восточный - крупнейший порт Дальнего Востока. Расположен в глубоководной бухте Врангеля. Он является единственным глубоководным морским портом в России, способным принимать суда с большим водоизмещением, 130-160 тонн. Восточный обрабатывает свыше 13 млн тонн грузов в год, причем на долю угля приходится 93% грузооборота порта. Этого безусловно достаточно для реализации планов "Северстали".

Однако новый собственник сможет извлекать для себя пользу не только косвенным образом. Ведь портовое хозяйство само по себе является выгодным бизнесом: чистая прибыль ОАО "Восточный порт" за прошлый год составила 11,5 млн долларов. Помимо операций по экспорту угля порт собирается заниматься перевалкой иных грузов. Не так давно Восточный приступил к строительству комплекса для перевалки газа. Предполагается, что газ, сжиженный на заводах Казахстана, будет экспортироваться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В перспективе через порт будет осуществляться и экспорт российского газа.