Мировой авиапром вошел в штопор

24 сентября 2001, 00:00

Пятидневный паралич на авиалиниях в Новый Свет и из него стал серьезным испытанием для всех авиакомпаний США и ввергнул в кризис корпорацию Boeing.

Почти все американские авиакомпании и до терактов были на грани банкротства. По итогам первого полугодия из-за спада деловой активности они понесли убытки почти на полмиллиарда долларов. Сейчас три из них - TWA, US Airways и Midway Airways - уже объявлены банкротами. Вот-вот к ним присоединится Continental. Ее глава Гордон Бетьюн уже уволил 12 тыс. сотрудников и заявил, что положение компании крайне тяжелое, отметив при этом, что общие увольнения в авиабизнесе составят 100 тыс. человек.

Акции остальных авиаперевозчиков потеряли на бирже от трети до половины своей стоимости и продолжают дешеветь. Общие убытки авиаотрасли США уже перевалили за 4 млрд и могут достигнуть в этом году 7-8 млрд долларов, а в следующем и всех 20 млрд. И хотя конгресс США рассматривает возможность выделения 24 млрд долларов на поддержку авиаперевозчиков, из которых 11,2 млрд - гарантия под кредиты, 7,8 млрд - налоговые послабления и 5 млрд - прямая финансовая помощь, на ситуацию это не сильно повлияет. Сейчас, по словам министра транспорта США Нормана Минеты, главное - избежать паники и вернуть доверие к авиаперевозкам. Но объем перевозок уже упал на 20% и, по прогнозам экспертов, может сократится еще на столько же.

Таким образом, можно смело предположить, что процесс слияний и поглощений в авиаотрасли США, начавшийся этим летом, сейчас резко активизируется и в итоге вместо семи крупных компаний в США останутся только две наиболее жизнеспособные - American Airlines и Delta. Предвидя такое развитие событий, глава Boeing Фил Кондит принял решение сократить штат работников к концу следующего года на 30 тыс. человек (15%). Формальной причиной этого нелегкого, по словам Кондита, шага послужило падение акций Boeing и отказ ряда авиакомпаний от заказов на новые самолеты. В результате этого пересмотрен производственный план. В этом году вместо 538 самолетов Boeing поставит около 500, а в следующем только 400 против 520 запланированных. "В точности повторяется ситуация времен последней войны в Персидском заливе, но тогда все восстановилось очень быстро; сейчас же я не берусь предсказывать ничего", - сказал нам вице-президент Boeing по СНГ Сергей Кравченко. Такая же участь ждет и конкурента Boeing - консорциум Airbus. Исполнительный директор компании BAE (владеет 20% акций Airbus) Майк Тернер заявил что, снижение заказов в будущем году до 350-370 самолетов неминуемо. И это только начало. Не исключено, что многие авиакомпании мира из-за спада пассажиропотока откажутся покупать трехэтажные самолеты-супергиганты типа A-380, на которые делает ставку Airbus. У западного авиапрома осталась последняя надежда - резкое увеличение военных заказов со стороны государств.