Бесплатная музыка кончается

Петр Кирьян
24 сентября 2001, 00:00

Мировые гранды звукозаписи и владельцы прав на музыкальные произведения пытаются договориться о распределении доходов от продажи аудиозаписей в Интернете

Крупнейшие звукозаписывающие компании и музыкальные издатели намерены заключить соглашение о лицензировании звукозаписей для распространения в Интернете. Стороны должны договориться о правилах распространения записей по заказу для ограниченного и неограниченного использования. Кроме того, соглашение призвано упорядочить распределение доходов от продаж музыки в Сети между звукозаписывающими компаниями, владеющими правом тиражировать записи, и непосредственно владельцами прав на музыкальные произведения.

Переговоры по выработке условий будущего соглашения ведут Американская ассоциация звукозаписывающей индустрии и агентство по лицензированию авторских прав Harry Fox Agency, представляющая интересы Национальной ассоциации музыкальных издателей США.

Наибольшие трудности возникают в вопросе о том, кто же будет продавать музыку в Интернете. Возможный объем ежегодных продаж цифровых записей оценивается примерно в 10 млрд долларов. Ожидается, что в течение двух-трех лет весь рынок музыкальной продукции увеличится с нынешних 40 млрд долларов в год до 90 млрд. Добиться такого роста позволит новая система продаж, когда вместо готовых музыкальных альбомов покупатель сможет приобретать по Сети отдельные песни и мелодии, а также формировать собственные альбомы любимых записей. Проблема состоит в том, что исполнители могут продавать записи напрямую, без посредничества звукозаписывающих компаний.

Большинство потенциальных покупателей цифровой музыки - молодежь, использующая MP3-плейеры. Эта группа потребителей уже сегодня скачивает музыку по Сети, не задумываясь о том, независимый это сайт или веб-страница компании Bertelsmann. Более консервативных потребителей других возрастных групп привлекает возможность выбора понравившихся композиций из фонотек музыкальных компаний с последующей их записью на компакт-диск. Поскольку не так много слушателей имеют оборудование для записи на компакт-диски, обычные музыкальные магазины выступят в качестве мини-студий записи (что позволит звукозаписывающим компаниям и их партнерам в торговле компенсировать спад обычных продаж).

Радиостанции, прежде зарабатывавшие на рекламе и промоушн-акциях, станут прямым каналом распространения записей новых музыкальных групп и альбомов. Любая радиостанция имеет собственную целевую аудиторию, которая покупает сборники песен и отдельные записи. Теперь слушатели смогут приобретать и загружать музыку на сайтах этих станций, так же как интернет-версии произведений начинающих артистов и мелодий, занимающие первые места в чартах. Как правило, эти записи сделаны в формате моно, а за качественную музыку надо платить. Сегодня радиостанции работают в партнерстве со звукозаписывающими компаниями, но завтра они могут начать сотрудничать с исполнителями и продюсерами напрямую.

Ситуацию с продажей цифровых записей должен прояснить конгресс США. На прошлой неделе комитеты конгресса начали слушания по проблеме лицензирования музыкальных произведений. Конгрессмены должны принять поправки к законодательству, которые четко регламентировали бы оборот цифровых записей. Наиболее вероятным решением считается распространение на них правил, касающихся традиционных носителей информации, когда продажа и распространение файлов будет регламентироваться законом, а вопросы личного использование останутся на совести покупателей.

Однако слушания в конгрессе не могут решить главный конфликт между звукозаписывающими компаниями и владельцами прав на звукозаписи. Дело в том, что распространение цифровых звукозаписей по Интернету прямо не регламентировано большинством действующих контрактов с собственниками прав на произведения. Рекорд-студии в будущем могут вообще лишиться выгодного бизнеса по дистрибуции записей. Если интернет-магазины, сайты радиостанций и исполнителей докажут свою эффективность в качестве площадок для рекламы и продажи цифровых записей, то продюсеры смогут торговать музыкой напрямую, используя звукозаписывающие компании лишь для записи композиций на традиционные носители.

Весной этого года компании - гранды традиционной развлекательной индустрии решили действовать против возмутителей спокойствия их же оружием. Sony и Vivendi создали музыкальный интернет-магазин Pressplay, а AOL Time Warner, EMI Group, Bertelsmann и RealNetworks - систему музыкальных сетевых продаж MusiсNet. Эти два проекта призваны вытеснить бесплатные службы обмена звукозаписями, в частности Napster. Создание своего музыкального портала значится и в планах Microsoft. Однако эти компании не учли возможность появления конкурентов со стороны нынешних партнеров - исполнителей и продюсеров.