Совершенства достичь практически невозможно. За выигрыш в темпах роста порой приходится расплачиваться рентабельностью, и наоборот. Поэтому лидерство по одному из показателей мало о чем говорит, нужна комплексная оценка.
Производительность-рентабельность
В этой плоскости по результатам 2000 года отрасли выстроились практически вдоль одной линии (график 16). Иными словами, обнаружилась линейная зависимость рентабельности и производительности труда.
Безусловно, эти два показателя должны быть связаны между собой, но такая прямолинейность - уж чересчур. Она говорит о том, что затраты на зарплату в производстве стали определяющими. Чем меньше работников задействовано в производстве, тем оно выгодней. При этом о техническом перевооружении, передаче работ на аутсорсинг или закупке более совершенных комплектующих речи не идет. Все своими силами. Этакое натуральное хозяйство. Тут и бартер не большая помеха. Все бы хорошо, но, чтобы двигаться в "звездный" сегмент, необходимо наращивать производительность. А без технического перевооружения и смены управленческих технологий это возможно лишь до определенного предела, который, судя по всему, уже достигнут.
Кстати, по результатам 1999 года столь однозначной зависимости не было. По-видимому, это объясняется резким посткризисным падением выплат персоналу, на фоне которого стали ощутимы и другие статьи расходов.
По соотношению производительность-рентабельность в 2000 году безусловным лидером является нефтяная промышленность. Годом раньше крупнейшие компании нефтянки обеспечили своей отрасли позицию выше среднего по производительности, однако несколько ниже по рентабельности. Таким образом, налицо положительная динамика, которая в основном стала результатом исключительно выгодной мировой конъюнктуры цен на нефть и газ.
В 1999 году на нынешних позициях нефтяной отрасли в "звездном" сегменте находилась только цветная металлургия. Благоприятная мировая конъюнктура в 2000 году способствовала тому, что она сохранила и даже укрепила свои позиции.
В противоположность "звездному", депрессивный сегмент на редкость густонаселен. В нем устойчиво расположились черная металлургия, химическая промышленность, машиностроение, электроэнергетика, угольная промышленность, промышленность строительных материалов.
А вот пищевая и табачная промышленности двигались на плоскости вправо: рост производительности при умеренной рентабельности. Есть надежда, что это соответствовало процессу технологического перевооружения. Если гипотеза верна, то дальнейшее движение будет направлено вверх, в "звездный" сегмент.
Темп роста-рентабельность
По своей сути изображение в этих координатах перекликается с так называемой Бостонской матрицей, с той лишь разницей, что анализируются не товары, а компании.
По сравнению с 1999 годом картина радикально изменилась. Если раньше подавляющее число отраслей представляли собой плотный пелетон, были практически неразличимы, то в 2000 году их буквально разметало по плоскости (график 17).
В "звездном" сегменте к цветной металлургии по очевидным причинам присоединилась нефтегазовая отрасль. Химическая отрасль попала в число "лошадей" (быстро развивающееся, но пока низкорентабельное производство), причем отраслевая рентабельность не намного отстает от среднего по "Эксперт-200" уровня, так что химическая "лошадь" имеет реальные шансы обратиться в "звезду". Чего не скажешь о промышленности стройматериалов. В случае падения реальных доходов населения эта "лошадь" окажется загнанной. Впрочем, к тому же результату может привести и наращивание импорта высококачественных стройматериалов (нечто подобное произошло с прошлогодней "лошадью" - табачной отраслью). Требуются вложения в технологии.
А вот "дойных коров" (медленно развивающееся, но высокорентабельное производство) в России не было и нет. Зато в изобилии имеются "собаки" (низкая рентабельность и застой). Среди последних следует выделить две группы. Угольная промышленность и энергетика устойчиво занимают позиции в левом нижнем углу. Быстрого развития от них ждать не приходится, для этого нужны масштабные капвложения. А вот рентабельность электроэнергетики легко можно увеличить, подняв тарифы. Только с трудом верится, что государство пойдет на создание первой в России "коровы".
Вторая группа - машиностроение, черная металлургия, пищевая промышленность. При определенных внешних условиях и грамотном управлении они имеют возможность перехода в разряд "лошадей" и даже "звезд". Ярчайший тому пример - регулярные "звездные" прорывы машиностроительных компаний, особенно ВПК (в прошлом году - Иркутское авиационное ПО и "Северная верфь", в этом - КнаАПО). Получив заказ, они при минимальных капвложениях (производственные мощности сильно недогружены) в состоянии почти мгновенно наращивать в разы производство дешевой продукции (неизбалованный работой персонал не требует высокой оплаты).