Товарищ Лисин
"Что хорошо для 'Форда', то хорошо для Америки". Но никто не говорил: "Что хорошо для US Steel, то хорошо для Америки". Подмена понятий? Или Россия видит свое будущее в супервысокотехнологическом производстве сырья для того же "Форда"? Принимаю весь сарказм журналистов по поводу "товарища Лисина", но ведь на самом деле точка зрения "сырьевики - локомотивы экономики" не просто преобладает, но и часто озвучивается, в том числе на страницах журнала. С другой стороны, речь-то идет не о сырьевиках, а об экспортерах, обеспечивающих приток денег в экономику страны. Очень жаль, что не получилось у России перепрыгнуть в постиндустриальное общество, но, видать, не избежать нам чеболизации. Как в сказке про Кота в сапогах: "Это владения маркиза Лисина, и это владения господина Лисина". И мы будем жить по их правилам. До тех пор, пока настоящий локомотив (дай бог, чтобы это была не отрасль, а социальный слой) не вытянет страну.
Андрей Петров, imechko@mail.ru
Мне кажется, что смысл статьи заключен не в том, чтобы показать нам еще одного экспорториентированного магната, а, напротив, в том, чтобы показать социально ориентированного воротилу. Почему-то в нашей стране принято ругать тех, кто несет добро людям. Основной ярлык, который закрепляет за такими людьми народная молва, - "он крадет наши деньги". Так вот, он не крадет их, а зарабатывает. Деньги, имя, репутацию, да что угодно... Он умеет это делать. Я не верю в то, что 300 тракторов это подарок. Это, скорее всего, на самом деле политический ход. Вся наша экономика держится на взятках, а было бы много лучше, чтобы она держалась на таких людях, которые понимают, что бесконечно воровать невозможно, что дальше определенного предела деньги можно будет только солить и мариновать. Лучше вложить их в выращивание огурцов, и уж их солить и мариновать, а потом ими же кормить работников и еще раз зарабатывать и зарабатывать.
Так что отбросьте свой сарказм относительно маркиза и господина Лисина. Пока в стране нет развитого внутреннего спроса, локомотивами нашей экономики и вправду будут экспортные предприятия. Но лишь до той поры, пока эти самые предприятия не диверсифицируют свой бизнес настолько, что сферы их интересов будут выходить далеко за рамки сырьевого бизнеса (чему есть примеры в данной статье).
Михаил, mishal@sky.ru
Ярость от бессилия
Одной из основных проблем для контролирующих органов при возмещении НДС экспортерам является то, что зачастую суммы налога, уплаченные экспортером поставщику, оседают у последнего и не доходят до бюджета. Таким образом, государство и радо бы возместить из бюджета экспортеру суммы НДС, уплаченные им поставщику, да только эти суммы в бюджет не попали. Известна практика, когда налоговые органы, руководствуясь данной логикой, не возмещали налогоплательщикам-экспортерам уплаченный ими поставщикам НДС в случае, если поставщики не перечисляли полученные суммы налога в бюджет.
Поскольку действующее законодательство не ставит возможность получения экспортером из бюджета сумм "входящего" НДС в зависимость от того, уплатил ли фактически эти суммы поставщик, получив их от покупателя (экспортера), налоговые органы, разумеется, проигрывали судебные разбирательства.
Как мне кажется, предложенный налоговой полицией вариант внесения изменений в действующее законодательство состоит не в том, что экспортерам будут возмещать НДС в зависимости от исполнения плана по сбору налога, а сводится к тому, что каждый налогоплательщик, допустим, фирма "А", только тогда получит возмещение из бюджета уплаченной поставщику, скажем, фирме "Б", суммы НДС, когда фирма "Б" фактически перечислит в бюджет сумму НДС, полученную ей от фирмы "А".
Если эти предположения верны и Госдума пойдет на принятие соответствующих поправок во вторую часть Налогового кодекса, принятые меры решат многие проблемы, связанные с пресечением незаконной деятельности фирм по возмещению НДС, связанного с использованием липовых поставщиков, не платящих налоги.
Все это, конечно, хорошо. Только представители государства не должны забывать, что при этом будет нанесен удар по законопослушным налогоплательщикам. Ведь это же просто абсурд, если возможность получения добропорядочным налогоплательщиком возмещения НДС, уплаченного поставщику, фактически будет зависеть не от исполнения этим налогоплательщиком законных действий, а от финансового положения поставщика либо его налоговой дисциплины.
Евгений, ancar@yandex.ru
Экономика страха
Никто не спорит, что теракты способны оказать воздействие на развитие любой экономики. Но это воздействие в основном носит кратковременный характер и не особенно меняет тенденцию развития всей экономики. Крушение башен ВТЦ не способно вогнать в могилу многие отрасли реальной экономики. Вряд ли это событие создаст сколько-нибудь заметный импульс в поддержку "виртуальных" отраслей новой экономики в их противостоянии с традиционными индустриями. Конечно, произойдет некоторое снижение емкости потребительского спроса на ограниченное количество товаров и услуг, но это лишь немного усилит и без того имевшие место экономические проблемы США. Попробую проследить события по некоторым пострадавшим отраслям.
Авиаперевозчики в очередной раз столкнулись с обычным для них синдромом. Крушение любого самолета, получившее огласку, вызывает снижение потока пассажиров в стране катастрофы. Месяц-другой - и все в норме. Конечно, нужно учитывать, что отрасль давно находится в депрессивном состоянии и на некоторых компаниях теракты могут сказаться самым плачевным образом. Но пострадают в основном те, кому было уготовано обанкротиться. Для отрасли же последние трагические события не способны стать поворотными. Посмотрим теперь, что происходило на фондовом рынке. Котировки акций авиакомпаний не просто снижаются, а обваливаются. Отраслевая принадлежность любой авиакомпании становится ярмом, никого уже не интересует, летают ее самолеты в США или занимаются внутренними перевозками в Австрии. Получается, что в результате существенного падения курса акций ряда авиакомпаний, которых теракты коснулись лишь вскользь, спекулянты получают ценные объекты для инвестиций. Те аналитики, к которым уже вернулся трезвый рассудок, резко меняют свои рекомендации по акциям некоторых авиакомпаний до strong buy. Но самый большой сюрприз на американском фондовом рынке - это падение в полтора раза акций Boeing ниже давно забытого уровня в 30 долларов. Уж очень эмоциональный народ американцы. Впопыхах забыли и про военно-промышленный сегмент компании. Я уверен, что прирост заказов на выпуск авиации военного назначения и на различные системы оборонного назначения может превысить возможное снижение спроса на гражданскую продукцию.
Посмотрим на ситуацию в медиабизнесе. В статье лишь вскользь затронут такой сектор экономики, как индустрия развлечений. А проблемы, с которыми столкнулись многие киностудии, вполне соизмеримы с кризисом в авиаперевозках. Причина банальна - были отложены выпуски фильмов. Конечно, вне закона временно оказались фильмы-катастрофы и всяческие спецэффекты. Голливуду придется поменять свою идеологию, но в конце концов блокбастеры вряд ли умрут. Да и вообще вряд ли кто-то верит, что спрос на американские фильмы снизится в долгосрочной перспективе. Так что мы опять сталкиваемся с таким явлением, как использование катастрофы, оказывающей краткосрочное влияние на результаты деятельности крупного бизнеса, в целях спекуляций на фондовом рынке. Эмоции сильно мешают там, где нужен трезвый расчет.
Василий Сетяев, setw@mail.ru