Немного отодвинули

1 октября 2001, 00:00

Верховный суд России отменил деление арбитражных управляющих на три категории. "Эксперт" писал о том, как эти самые категории позволяли чиновникам Федеральной службы финансового оздоровления (ФСФО) сохранять монополию на внешнее управление сколько-нибудь значимыми предприятиями ("Ворующие по закону", N7 за 2000 год). Положение о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих (утверждено Постановлением правительства N1544 от 25.12.98) связало арбитражное управление на крупных или "социально значимых" предприятиях с лицензией третьей категории. Поскольку никаких критериев социальной значимости опубликовано никогда не было, такой титул получало каждое предприятие, которое некто хотел аккуратно обанкротить, - и место арбитражного управляющего и даже его заместителя на таком лакомом банкроте мог занять только человек, обладающий лицензией третьей категории. Так вот: все эти три года ни одного такого счастливца в России не было, а потому управляющим на интересном предприятии с неизбежностью становился сотрудник органа ФСФО. Этот сотрудник обретал в одном лице соединенную мощь генерального директора, совета директоров и общего собрания акционеров несчастного предприятия и рулил - обычно в пользу того, на кого указывал его единственный начальник, то есть (хотя сам он - чиновник федеральный) губернатор. С 7 сентября лафа кончилась. Теперь суд может назначать управляющим на любом предприятии любого из тринадцати тысяч обладателей лицензий, теперь уже неважно какой категории.

ФСФО, разумеется, крайне недовольна этой новостью. Начальник ее правового управления Василий Черемискин заявил "Ведомостям", что ФСФО будет оспаривать это решение в кассационном порядке: "Не может один и тот же человек банкротить и предприятие без имущества, и сложнейшие социально и экономически значимые объекты", - говорит он.

Опрошенные нами юристы скептически оценивают шансы ФСФО на успех в заявленной тяжбе. Важный шаг в облагороживании рынка банкротств, заслуженно славящегося полным беспределом, скорее всего, не будет отменен.