Приятно, когда на мысли, высказанные в "Эксперте", откликаются, пусть и косвенно, не только постоянные читатели, но и продвинутые коллеги-писатели. Я имею в виду "Нью-Йорк таймс", которая, возможно, нарушила в прошлый четверг давнее табу на называние вещей своими именами применительно к "стратегическим союзникам" США. Эта газета написала, что Саудовская Аравия обладает "раздвоенной лояльностью - к США и к упертому варианту ислама". Комментируя проглоченную Вашингтоном саудовскую пилюлю в виде запрета на использование баз ВВС США в этой стране для нанесения ударов по бен Ладену, американские коллеги по перу наконец вспомнили, правда, политкорректно, про "бескомпромиссную версию ислама, известную как ваххабизм, близкую к той, что исповедуют воинствующие радикалы".
За "Нью-Йорк таймс" договорил наш читатель Максим Афанасьев, согласившийся со мной, что бен Ладен - лишь исполнитель чьей-то общей воли. "Тогда это, - пишет Максим - скорее всего, провокация на борьбу с исламским миром, организованная одной группой стран (или группировкой на уровне страны) с целью перераспределения влияния в геополитическом масштабе. Если это так, то данный сценарий пока, как мне кажется, реализуется: Север начинает раскалываться, а против него прорисовываются контуры врага, который посильнее Афганистана будет. Имя ему радикальный исламизм, поддерживаемый нефтедолларовой мощью ОПЕК. В этом случае бороться с символами нам просто не дадут. Посредством новых провокаций это противостояние будет все более противостоянием между Радикальным Исламом и расколотым Севером".
Форум воздает должное решимости Владимира Путина, не только занявшего четкую позицию в борьбе с всемирным злом, но и предложившего Западу выйти на новый уровень искренности в двусторонних отношениях. А. Савельев : "Как там Америка разберется с нефтяными арабами, это, конечно, интересно. А я вот подумал, что Путин-то у нас right man on a right place in right time. Берлину, конечно, везет на интересные события, связанные с русскими президентами. Но сказать подобные слова, да еще на фоне Жоры Буша-младшего - это вам не оркестром в пьяном виде дирижировать".
С этим мнением согласен Максим Афанасьев: "Действительно, именно тот человек, в нужном месте, в нужное время. Фигура Путина - фигура стратегическая для России, а в текущих обстоятельствах и для всего мира (для так называемого Севера). У нас появляется шанс войти в новое тысячелетие не только окрепшими, но и очистившимися от многих грехов и поступков прошлого".
Участники форума продолжают ассоциировать происходящее с последним периодом существования Римской империи. "Цивилизационная экспансия Запада, - пишет Максим Мазепов, - вызывает естественное противодействие, так как взамен традиционной культуры, разделяемой большинством, Запад предлагает совершенно чуждое мышление. А ведь так уже было - варвары, наседавшие на Римскую империю, противопоставляли свое видение мира римскому. Чем все закончилось - тоже известно". Кризис западного типа мышления помноженный на безальтернативное экономическое поведение, считает автор письма, приводит к ложным представлениям о собственном позиционировании в мировом сообществе (теория "золотого миллиарда"). "Налицо нарушение принципа необходимого разнообразия: разнообразие управляющей подсистемы (а это, без сомнения, западный мир, пресловутый 'золотой миллиард') должно соответствовать разнообразию управляемой подсистемы (страны второго и третьего мира), чего не наблюдается в мире. В результате - процесс отторжения управляющей подсистемы, который принимает самые разнообразные очертания".
В заключение не могу не дать слово единственной даме, принявшей участие в форуме. Любовь пишет: "Они все (американцы. - Е. В.) отождествляют себя со сжимающимся для драки кулаком... Жаль, что они в большинстве не способны к глубокому анализу и осознанию ответственности и глобальной платы за каждый поступок. И они еще считают, что, сбросив бомбы на Хиросиму и Нагасаки, пресекли расползающийся террор японцев!"
Что же, можно поспорить с уместностью этого напоминания на фоне еще не разобранных руин WTC. Но ведь и руины японских городов, да и не только они, в головах многих тоже еще стоят.
Евгений Верлин