Банк России внес в Госдуму свой план действий - "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год". Документ содержит, как ему и положено, прогнозные оценки ключевых макроэкономических параметров на будущий год. По мнению ЦБ, ВВП России в 2002 году вырастет на 3,5-4,5%, инфляция не выйдет из узкого коридора 12-14% годовых, при этом Банк России обеспечит целевой темп роста денежной массы в 24-28%.
Очень важно, солидно и... неубедительно. Достаточно проверить точность предыдущих официальных прогнозов Центробанка. Утвердив после кризиса 1998 года показатель инфляции в качестве главного целевого параметра своей политики, ЦБ лишь единожды, по итогам 1999 года, увидел фактический индекс инфляции внутри целевого коридора. Да и то, скажем прямо, случайно. Прогноз того года был столь размыт (30-50%), что маркетолога любой компании за аналогичный прогноз рыночных цен просто бы уволили. В 2000 году ЦБ сильно переоценил инфляцию (она составила 20% против прогнозных 25-28%), а в нынешнем году, напротив, заметно недооценил. Индекс потребительских цен по итогам девяти месяцев нынешнего года составил 14% и уперся в верхнюю границу годового целевого коридора. А к концу декабря цены вырастут на все 18-19%.
Конечно, инфляция зависит не только от ЦБ. Цены тянут вверх и тарифы естественных монополий, находящиеся в ведении правительства, и вообще малоуловимые инфляционные ожидания. Однако самое интересное заключается в том, что даже в своей вотчине - динамике денежного предложения - ЦБ обращает мало внимания на собственные целевые прогнозы. Все последние три года денежная масса М2 растет существенно быстрее плановых ориентиров - в 1999 году она увеличилась на 56% (план ЦБ предполагал рост на 18-26%), в 2000 году - на 62% (против 32-38% по плану), в нынешнем году уже на 25% (а к концу года на 35-40% против запланированных 24-28%). Похоже, ЦБ явно недооценивает увеличение спроса на деньги со стороны быстро растущего и отказывающегося от бартера реального сектора экономики. А единственным показателем, определяющим реальный денежный рост, является сальдо платежного баланса и приток валюты в страну, под покупку которой ЦБ и эмитирует рубли.