Нефтяная лихорадка

8 октября 2001, 00:00

На прошлой неделе нефтяные цены опять лихорадило. Сначала на Нью-Йоркской бирже стоимость ноябрьских фьючерсов на нефть опустилась на 2,5% - до 22,21 доллара за баррель. На это незамедлительно отреагировали биржи в Азии и Лондоне. Цена на российскую нефть сорта Urals упала ниже отметки 19 долларов за баррель. Падение продолжалось до конца недели, после чего цена нефти начала постепенно расти.

Падение цен в Нью-Йорке было вызвано появлением новых данных о размерах запасов нефти и нефтепродуктов в США, которые увеличиваются рекордными темпами. По данным министерства энергетики, к концу недели, закончившейся 21 сентября, запасы сырой нефти выросли на 3,2 млн баррелей (до 305,9 млн баррелей), а запасы бензина увеличились на 8,5 млн баррелей (до 200,8 млн баррелей). Американский институт нефти сообщил, что рост запасов сырой нефти и бензина продолжился и в последнюю неделю сентября - на 3,4 и 4,7 млн баррелей соответственно. При этом, по предварительным оценкам, в сентябре спрос на нефть в США упал на 4,6% - до 19 млн баррелей в день.

По одной из версий, рост запасов нефти в США связан с намерением Вашингтона увеличить национальные нефтяные резервы. Американцы хотят избежать потерь из-за возможного резкого роста цен на нефть, вызванного военной операцией в Афганистане. Более низкие цены на нефть также должны помочь Америке справиться с надвигающейся рецессией. Однако ОПЕК вполне может предпринять ответные меры. По правилам картеля, в том случае, если стоимость нефтяной "корзины" стран ОПЕК в течение десяти торговых дней не превышает отметку 22 доллара за баррель, нефтеэкспортеры могут сократить экспортные квоты как минимум на 500 тысяч баррелей в день. Вопрос в том, смогут ли американцы с помощью политических методов предотвратить подобный шаг.

Способствовать повышению цен на нефть (чему активно противятся США) может и Россия. На прошлой неделе на конференции, посвященной итогам саммита ОПЕК в Вене, министр энергетики Игорь Юсуфов заявил, что не исключено сокращение российского экспорта нефти. Правда за это всем заинтересованным сторонам придется заплатить 50 млрд долларов. Эти средства, по мнению министра, можно попросить у ОПЕК, а затем инвестировать их в различные отрасли хозяйства, разумеется, не связанные с ТЭК. В этой ситуации Россия получает живые деньги, а ОПЕК - долгожданные высокие цены на нефть.