Стальной барьер

Российско-американское стальное перемирие закончилось

На прошлой неделе четыре крупнейшие американские сталелитейные компании - United States Steel, Bethlehem Steel, LTV Steel и National Steel - официально потребовали от министерства торговли США ввести запретительные импортные пошлины в размере 150% на сталь, ввозимую в Америку из двадцати стран включая Россию. Основанием для такого демарша стали проблемы американской металлургии, вызванные мировым кризисом перепроизводства стали.

"На самом деле американские компании инициируют не антидемпинговые расследования, а запретительные пошлины, - отмечает заместитель генерального директора Объединенной металлургической компании Александр Каменских. - Именно так следует понимать эти действия. В США всегда откровенно защищают своего производителя и активно вводят протекционистские меры. При этом защита не направлена против какой-либо определенной страны, просто такова государственная политика. Поэтому американский рынок стали и сталепроката - самый дорогой в мире".

Последовательная политика жесткой государственной защиты американских металлургов от дешевого импорта привела к тому, что рынок стали в США - самый дорогой в мире

Для отечественных металлургов требование американцев означает возобновление "стальной войны", которая приостановилась после того, как в июле 1999 года российские экспортеры подписали так называемое Всеобъемлющее соглашение по стали, добровольно ограничив экспорт в США холоднокатаной стали квотой в 310 тыс. тонн в год. Теперь россияне могут лишиться и этой в общем-то небольшой квоты, что грозит им существенными убытками.

Директор по сбыту компании "Северсталь" Дмитрий Горошков говорит: "Американский рынок для нас самый привлекательный, поскольку цены на сталь в США на двадцать долларов выше, чем в других странах. Однако если наша холоднокатаная сталь будет облагаться пошлиной сто пятьдесят процентов, мы будем вынуждены уйти - ни один российский металлоэкспортер с такими пошлинами работать не будет. Переориентировать же такие объемы на другие рынки проблематично, так как это связано с дополнительными расходами. Прямые потери 'Северстали' в худшем варианте могут составить до десяти миллионов долларов в год".

Следствием потери американского рынка может оказаться полномасштабный кризис российской черной металлургии, которая и сегодня балансирует на грани стагнации. По оценкам Института экономики РАН, если выпуск продукции в базовых отраслях российской экономики за январь-сентябрь увеличился на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в промышленности - на 5,2%, то объем производства в черной металлургии вырос лишь на символические 0,2% (самый низкий результат среди отраслей отечественной экономики). В этих условиях прекращение экспорта в США практически неизбежно будет означать свертывание производства и обострение конкуренции на внутреннем рынке. Но есть и еще одна серьезная опасность. "Потеря американского рынка сбыта поставит металлургические компании в весьма сложное положение и приведет к известному эффекту 'домино' - каждая страна примется защищать свои рынки. Результатом станет сужение мирового рынка и спад торговли", - считает Александр Каменских.

И хотя, возможно, американское правительство не удовлетворит требование своих сталелитейных компаний в полном объеме, российские металлурги далеки от оптимизма. Дмитрий Горошков говорит: "До сих пор в Штатах действует так называемая 'поправка Берда', согласно которой антидемпинговые сборы поступают не в государственную казну, а в сталелитейные компании. Те же направляют полученные деньги на проведение новых антидемпинговых расследований. Мало того, что существование этой поправки противоречит правилам ВТО, но таким образом производится скрытое финансирование антидемпинговых компаний. И в же то время Америка обвиняет другие страны в том, что их бизнес основан исключительно на государственных субсидиях, господдержке".

Без права на защиту

В список государств, в отношении которых могут быть введены запретительные пошлины, входят Австралия, Бельгия, Германия, Индия, Япония. Для импорта стали из Аргентины, Бразилии, Франции и Южной Кореи американцы планируют помимо гигантской пошлины ввести еще и дополнительный сбор в размере 40% "для нейтрализации господдержки экспорта стали", якобы существующей в этих странах.

Отбиться от торговых санкций нам будет особенно трудно, так как Россия не является членом ВТО

Однако все упомянутые страны находятся в более выигрышном положении, чем Россия, поскольку являются членами Всемирной торговой организации (ВТО) и, следовательно, обладают серьезными возможностями оспорить американские санкции в международных судебных инстанциях. Прецеденты уже были, например, ЕС выиграл у США "банановую войну" и практически выиграл судебное разбирательство в отношении положений законодательства США, освобождающих от налогообложения выручку американских компаний, полученную через офшорные зоны. Европейские страны небезосновательно посчитали, что этот порядок фактически является экспортной субсидией, и выиграли судебный спор стоимостью 4 млрд долларов. США по решению суда изменили свое законодательство (но лишь частично, так что ЕС еще получил право ввести санкции против американских товаров в размере нескольких миллионов долларов). Весьма вероятно, что в отношении большинства упомянутых стран американские санкции либо не будут вводиться вообще, либо просуществуют очень недолго.

Однако Россия - не только не член ВТО, но и не признана страной с рыночной экономикой, как, например, Украина. Мы можем лишь оспаривать американские санкции, однако антидемпинговые разбирательства 1998-1999 годов привели только к самоограничению экспорта. "Как показывает практика, протесты в таких случаях не помогают, - говорит Александр Каменских. - Но и самим США ограничение своего рынка ничего хорошего не принесет. Ведь американская металлургия сейчас в технологическом кризисе, и это лишь усугубит его".

Есть и еще один путь - российские металлурги могут попробовать сколотить для отстаивания своих интересов "коалицию обиженных" с коллегами из других стран, например с украинскими металлоэкспортерами, готовыми к этому. "Я считаю, Россия и Украина должны действовать сообща против американских антидемпинговых расследований, - считает независимый украинский эксперт Вадим Аникеев. - Но для этого они должны прекратить всякого рода распри между собой. Минэкономики Украины решило закрыть все антидемпинговые и специальные расследования, возбужденные против российских товаров". Однако даже совместная российско-украинская позиция вряд ли окажет большое воздействие на американские власти. А действительно эффективная защита интересов отечественных экспортеров станет в принципе возможна только после вступления России в ВТО.