Автомобиль и закон

Спецвыпуск
Москва, 15.10.2001
«Эксперт» №38 (298)
До принятия закона, обязывающего водителя страховать свою ответственность, остались считанные недели

О необходимости принятия закона об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств говорят уже лет тридцать. Во времена СССР против закона выступили профсоюзы. Логика профдеятелей была проста: виновная сторона по суду и так все возместит потерпевшему, так что страхование будет лишь неоправданным дополнительным налогом. В последние годы спор о законе перешел в более конструктивную плоскость - как сделать этот закон эффективным и одновременно социально ориентированным экономическим механизмом.

Попытаемся и мы рассмотреть основные положения законопроекта именно с этой точки зрения. Что же многострадальный закон даст государству, пешеходам, автовладельцам и страховым компаниям?

Кто лечит сбитых пешеходов

Обязательного страхования автогражданской ответственности (АГО) не существует всего в тридцати странах мира. Среди европейских стран изгоями оказались лишь Россия и Армения. Стоит напомнить, что страхование автомобиля как имущества и страхование ответственности владельца - вещи разные. Полная ответственность за сохранность имущества лежит на его собственнике. Никто не в силах заставить человека страховать свой автомобиль, так же как никто не должен принуждать его ставить сигнализацию или хранить машину в гараже.

Другое дело страхование ответственности. Автомобиль является источником повышенной опасности, а значит, его владелец несет ответственность перед третьими лицами. Кто должен оплачивать лечение, если человека сбил автомобиль? Формально эта обязанность лежит на государстве. Реально же платит сам потерпевший, хотя в цивилизованном обществе это должен делать виновник аварии.

Сейчас в России лечение потерпевших - настоящая проблема. Точной статистики не существует, но случаи, когда лечение сбитого пешехода оплачивается в полном объеме, можно пересчитать по пальцам. При этом бюджетные траты, связанные с ДТП, большая часть которых приходится на лечение пострадавших, растут и в настоящее время составляют 315 млн рублей.

Не помогает и возможность возмещения расходов через суд. Сбив человека, водитель, чтобы замять скандал, в лучшем случае даст потерпевшему несколько сотен долларов. В худшем - просто уедет с места происшествия. Или же будет бесконечно судиться, доказывая свою невиновность и отсутствие денег на возмещение ущерба. Для убедительности приведем еще несколько цифр, предоставленных Российской ассоциацией страховщиков ответственности владельцев транспортных средств (РАСОВТ). По ее данным, даже по вынесенным судебным решениям юридические лица - виновники аварии реально выплачивают лишь 40% полагающихся средств, физические лица - и того меньше (около 30%). Учитывая, что до суда доходят лишь 8% случаев ДТП, а добровольно страхуют свою ответственность не более 5% водителей, можно с уверенностью сказать, что в большинстве случаев потерпевшие остаются без причитающихся им денег.

Рейтинги надежности страховых компаний

Компания

Рейтинг

Военно-страховая компания (ВСК)

A++

"Нефтеполис"

A+

"Прогресс-Гарант"

A+

"РЕ

Новости партнеров

«Эксперт»
№38 (298) 15 октября 2001
Война
Содержание:
Заклятые друзья

Американская модель управления третьим миром оказалась несостоятельной. Срочно требуется участие Лондона и Москвы

Обзор почты
Международный бизнес
Наука и технологии
Политика
На улице Правды
Реклама