Поехали!

Евгений Решетин
15 октября 2001, 00:00

Популярность автострахования растет бурными темпами

Сейчас в Москве застраховано порядка 200 тыс. автомобилей. На остальные регионы России приходится еще около 500 тыс. Кардинальный рост этих показателей возможен лишь после введения в силу закона об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств (см. "Автомобиль и закон"). Тем не менее уже сейчас темпы прироста показателей страховщиков в этом виде страхования впечатляют. По нашим оценкам, лишь за 2001 год число застрахованных автомобилей увеличилось вдвое. Практически у всех страховых компаний, серьезно работающих на рынке автострахования, взносы по этому виду в первом полугодии достигли сборов за весь 2000 год, а у некоторых ("Геополис", "Нефтеполис", "Пари", "Природа", ПСК, "Сибирь") даже превзошли прошлогодние показатели.

Все большее распространение получает страхование автогражданской ответственности. Число страхователей по этому риску приближается к числу автомобилей, застрахованных по риску "автокаско", то есть на случай повреждения и угона. В Москве от 80% до 95% заключаемых ими договоров являются комплексными, охватывающими как имущественные риски, так и риски, связанные с ответственностью перед третьими лицами за вред, причиненный их имуществу, жизни, здоровью.

Постоянный рост популярности автострахования ставит перед страхователем две проблемы - выбор страховой компании и справедливый уровень тарифов.

У кого страховаться

Для выявления лидеров на рынке автострахования мы провели выборочный опрос страховщиков и их клиентов. Результаты опроса совпали с формальными показателями. Выяснилось, что фактически на рынке властвуют три компании: "Ингосстрах", "РЕСО-Гарантия" и РОСНО. Сборы "Ингосстраха" в полтора-два раза превышают сборы его ближайших преследователей. Наибольшее число договоров по автострахованию - у компании РОСНО, в большей степени ориентирующейся на физических лиц и относительно недорогие страховые программы.

На рынке автострахования можно выделить несколько групп компаний.

Первая группа - универсальные страховщики, традиционные лидеры рынка. Помимо "Ингосстраха", "РЕСО-Гарантии" и РОСНО, собирающих основные взносы в Москве, к ней можно отнести еще две активно работающие на всей территории России компании - ВСК и холдинг "Росгосстрах" (см. таблицу 1).

Вторая группа - крепкие "середнячки", для которых автострахование является лишь одним из приоритетных видов. Темпы прироста показателей у них существенны, но основная ставка делается на стабильность и сбалансированность портфеля. В эту группу можно отнести группы НАСТА и "Ренессанс Страхование", компании "Геополис", "Гута-Страхование", "Интеррос-Согласие", "Мегарусс", ПСК, "Спасские ворота", "Энергогарант" и недавно вошедшую в группу "ЛУКойл" Русскую страховую компанию.

Третья группа - компании, делающие основную ставку именно на автострахование. Благодаря агрессивной маркетинговой политике и ценовому демпингу они добиваются в этом сегменте рынка впечатляющих успехов. В этой группе текучесть списка компаний очень велика. Сейчас наиболее яркими представителями этой группы являются две компании: "Национальная страховая лига" и "Сибирь". Привлекая клиентов низкими ценами, на рынок автострахования сейчас выходят и еще две известные и финансово мощные российские компании: МАКС и "Нефтеполис". Вплоть до лета активную маркетинговую политику вела компания ВЕСтА, однако в связи с ее вхождением в "Альфа-груп" будущие приоритеты компании и ее маркетинговые ходы пока остаются неясными. Зачастую в эту группу попадают страховые компании - "дочки" крупных корпораций, решивших выйти на открытый страховой рынок.

Потенциальный страхователь должен отдавать себе отчет в том, что необдуманный выбор компаний из этой группы - это дополнительный риск. Как уже отмечалось, текучесть ее очень велика. Компании попадают в группу лишь на время, а потом, в зависимости от успехов, либо переходят в предыдущие две группы, либо так и остаются "ни с чем", либо откровенно "кидают" своих клиентов (НАЛКО, "Народный резерв", "Капитал-Полис").

Четвертая группа - компании, работающие в определенных регионах. Их достаточно много, у себя они известны, однако за счет того, что в их планы не входит выход на федеральный уровень, далеко не все из них попали в региональный раздел публикуемых нами таблиц.

Пятая группа - крупные страховщики, специализирующиеся на других видах страхования и не делающие ставку на развитие страхования автотранспорта. Несмотря на небольшие объемы по этому виду, компании из этой группы зачастую предлагают выгодные условия страхования.

Важным итогом развития рынка автострахования за последние два года стало появление на рынке новых операторов - страховых брокеров. Эти организации являются продавцами страховых полисов, однако в отличие от агентов работают не на одну компанию, а предлагают своим клиентам полисы различных страховщиков. Наиболее известные классические брокерские фирмы, продающие полисы автострахования, - "Страховой магазин 'Эксперт'", АФМ, Русский брокерский центр, "Универсал-Партнер".

Тарифы

Ситуацию с ценообразованием на рынке автострахования мы также решили выяснить двумя способами. Результаты объективного исследования статистических данных и экспертного опроса в некоторых случаях оказались различными. Это свидетельствует о том, что зачастую имидж компании не соответствует реалиям жизни.

Сначала о субъективных данных. По мнению самих специалистов страховых компаний, среди их партнеров и конкурентов очень многие занижают цены. По этому показателю явные лидеры - "Национальная страховая лига", РОСНО и "Сибирь". В регионах низкие цены держат многие страховщики, выходящие на соответствующие рынки, например ВСК, НАСТА и "Спасские ворота". Кроме того, за счет низкой оценочной стоимости автомобилей, дотаций и внутреннего перестрахования традиционно самые низкие цены в регионах остаются у дочерних компаний "Росгосстраха".

Наиболее завышенные цены, по мнению страховщиков, у "Ингосстраха". Связано это, по их мнению, в первую очередь с имиджем самой надежной российской компании, раскрученностью брэнда, ориентацией на корпоративных клиентов и дорогие автомобили, а также безупречной репутацией. Кроме "Ингосстраха" "дорогой" компанией считают "РЕСО-Гарантию".

Это - субъективные мнения специалистов. А теперь попробуем разобраться с ценами, используя объективные и .

Главный вывод таков: в большинстве компаний происходит постоянное изменение тарифов. При этом, как правило, они сдвигаются в сторону среднерыночных. В итоге для новых автомобилей по полисам "автокаско" уже сейчас они стали вполне унифицированными. В страховании АГО пока различия достаточно серьезны, однако и они в большинстве случаев определяются не демпингом, а условиями страхования.

Средняя цена страхования новой "девятки" в Москве колеблется в пределах 8-10% от ее оценочной стоимости. В эти границы попадают практически все компании: например, в компаниях "Ингосстрах", "Национальная страховая лига", РОСНО, "Сибирь" полис "автокаско" обойдется в 9% от оценочной стоимости.

Стандартная цена полиса страхования АГО с лимитом ответственности в 10 тыс. долларов для отечественной машины - 100-150 долларов, причем дешевле всего полис обойдется в группе НАСТА, компаниях "Нефтеполис", "Отечество", "Сибирь", "Стандарт-Резерв" и "Энергогарант". Дороже всего - в "Ингосстрахе", "ЛК-Сити", "Природе", РОСНО и Русской СК. Однако надо четко понимать, что "дорогой" полис в страховании АГО, как правило, серьезно отличается от "дешевого": в стодолларовом полисе 10 тыс. долларов - это суммарный лимит ответственности по всем страховым случаям, а, например, в полисе "Ингосстраха" (он стоит 163 доллара) 10 тыс. долларов - это лимит ответственности по каждому страховому случаю, при этом общая страховая сумма не ограничивается. Если попросить аналогичный полис в других компаниях, то он будет стоить приблизительно столько же. Так что здесь разница между "дорогими" и "дешевыми" компаниями весьма условна и ярко проявляется лишь на примере дорогих автомобилей.

Постепенно страховщики накапливают статистику и начинают вводить у себя принятую за рубежом систему тарифов, зависящих от многих показателей. Первым это сделал "Ингосстрах". За ним последовали и другие лидеры рынка (разница в зависимости стоимости от мощности автомобилей приведена в , а применяемые системы скидок и надбавок - в таблице 5). "РЕСО-Гарантия" даже объявила, что до конца осени перейдет на совершенно новую систему тарифов, которая очень точно будет учитывать опыт и возраст автовладельца. Тем не менее многие компании, по-прежнему предоставляющие одинаковые тарифы для всех машин и водителей, в ближайшее время будут вынуждены ввести серьезную дифференциацию тарифов.

В полисах "автокаско" разница дешевых и дорогих полисов разительна. Время демпинга проходит. Дорожают полисы в ВЕСтА, "Национальной страховой лиге" и "Сибири". Компании, делающие ставку на резкое расширение клиентской базы, в маркетинговых целях снижают цены, но уже не в таких масштабах, как это было раньше (например, полтора года самые низкие тарифы на рынке были у "Ингосстраха" и РОСНО). Но рекламные кампании кратковременны: все страховщики едины во мнении, что автострахование сейчас находится на самой нижней границе безубыточности и никакие долгосрочные тарифные игры уже не работают. Поэтому в большинстве случаев цена все-таки прямо пропорциональна качеству услуг.

Особенно осторожными надо быть владельцам старых автомобилей, ведь именно для них разница в тарифах наиболее существенна (см. и 3). Даже в тех компаниях, где полисы для новых машин стоят практически одинаково, их цена для старых автомобилей может различаться в два и даже в три раза. И именно здесь проявляется разница между страховщиками. В частности, именно при страховании старых автомобилей разница между "Ингосстрахом" и другими страховщиками становится действительно впечатляющей. Правда, различаются и предоставляемые услуги. В "дорогих" компаниях ремонт старых автомобилей осуществляется на тех же фирменных сервисах, что и ремонт новых. Застраховавшись "по дешевке", ожидать аналогичных услуг не стоит. Безусловно, машину отремонтируют, но "не там" и не с такими же запчастями. А если вы решите забрать "живые" деньги и отремонтироваться самостоятельно, возмещение ущерба произведут с учетом износа автомобиля. Так что вполне вероятно, что "полный" полис в "дешевой" компании обойдется дороже, чем в "дорогой".

В этом смысле наглядными являются тарифы страхования от несчастных случаев (см. таблицу 4), где условия, предлагаемые различными компаниями, одинаковы. Наиболее дешево страховка обойдется в крупнейших компаниях, ошибочно считающихся "дорогими". Менее 0,4% от страховой суммы тариф составляет лишь в пяти компаниях из проанализированных нами: в "Ингосстрахе", ПСК, "РЕСО-Гарантии", РОСНО и "Энергогаранте".

От полиса к сервису

В значительной степени тарифы зависят и от дополнительного сервиса, предлагаемого страховщиками. В целом можно говорить о начале нового, более цивилизованного этапа конкурентной борьбы между страховщиками. Клиенты перестают бегать в поисках дешевых полисов, все больший интерес для них начинает представлять надежность компании и набор услуг, входящих в полис. В частности, в дорогие полисы входят такие дополнительные услуги, как приезд юриста на место аварии, юридическая поддержка в случае возникновения проблем, эвакуация автомобиля с места происшествия. Дополнительно в полис включается возможность выбора автосервиса для ремонта автомобиля. По мнению начальника управления продаж страховой группы "Мегарусс" Инны Кузнецовой, "кроме стоимости страхования и набора услуг, входящих в страховой пакет, важно то, как быстро страховая компания оплачивает ущерб и насколько качественно производит ремонт автомобиля. Качество ремонта напрямую связано с уровнем технических сервисов, с которыми страховая компания имеет договоренности о ремонте".

В компании "Ингосстрах" клиенты, страхующие риск в категории "автокаско", становятся членами клуба для физических лиц и корпоративных клиентов. В результате годовая экономия затрат на эксплуатацию автомобиля составит от 50 до 5 тыс. долларов. "РЕСО-Гарантия" обещает обладателям своих полисов скидки более чем в 50 компаниях-партнерах, с которыми заключены соглашения о взаимном предоставлении скидок.

По словам заместителя директора департамента страхования компании "Энергогарант" Сергея Селиванова, "еще одним новым решением на рынке автострахования стали трехсторонние договоры, заключаемые страховой компанией, автосалонами и банками, предоставляющими потребительские кредиты на покупку автомобилей. Так, совсем недавно мы подписали соглашение со Славянским банком и официальным дилером Volvo - компанией 'Обухов Автоцентр'. Клиенты покупают автомобили в рассрочку под небольшие проценты, а банк получает гарантию возвратности своих займов".