Концентрат постмодерна

Книги
Москва, 15.10.2001
«Эксперт» №38 (298)
Попытка осмыслить новую бизнес-реальность обернулась перечислением старых идей и новых фактов

Название книги "Бизнес в стиле фанк" сразу сбивает с толку. Не понятно, о бизнесе она или о стиле жизни, а может, о чем-то еще. Видимо, пытаясь внести ясность, авторы - доктора философии Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале, преподающие в Стокгольмской школе экономики, ввели подзаголовок "Капитал пляшет под дудку таланта". Однако перелистнув первые страницы, сразу встречаешь признание авторов в том, что и им самим не до конца ясно, о чем их труд. "Эта книга - случай самотерапии. Мы написали ее, пытаясь понять, кто мы, где мы находимся, что с нами происходит и почему" - почти философское начало.

По мнению Нордстрема и Риддерстрале, мы находимся в обществе победившего капитализма. "Рабочие владеют основными средствами производства. Революция, точнее первая ее часть, закончена", - пишут они. Достичь идеалов Карла Маркса удалось благодаря индустриализации и сменившей ее информационной революции: погоня за прибылью привела к перепроизводству, а развитие коммуникации - к исчезновению монополии на идеи. В этой ситуации только интеллектуальный капитал каждой личности движет развитием экономики, а собственность на капитал и на средства производства уже не играет прежней роли. Перефразируя Томаса Гоббса, авторы именуют новое общественное состояние "войной мозгов".

В этой интеллектуальной битве участвует поколение людей, выросшее в условиях товарного изобилия, когда выбор почти безграничен. Возможность выбора формирует гибкость мышления, а также готовность мыслить нестандартно. Такой человек мыслит следующим образом: если кто-то сделал одно и то же много раз по-разному, значит, я должен найти что-то, чего прежде не было, либо новый продукт, либо новый способ бизнеса. Лозунгом новой эпохи становится знаменитая философская максима постмодернизма, гласящая, что "ничто не слишком".

Найти что-то новое человеку поможет образование. Причем, по мнению авторов, цель обучения - не познать что-то в совершенстве, а добиться определенного уровня компетенции. Так, менеджер вовсе не обязан знать бизнес в совершенстве, но он точно должен понимать, у кого можно проконсультироваться или попросить помощи. Иногда, напротив, не нужно ничьих советов, менеджеру нового типа должно хватить смелости пойти нестандартным путем или принять неочевидное решение.

В обществе почти безграничных возможностей человек теряет ощущение стабильности. Общество дробится на множество конкурирующих групп по интересам, по образу мышления, по уровню образования. Причем, как показывают социологические исследования, интеллект, точнее, способность мыслить по-новому распределена равномерно по всем группам, что обеспечивает многовариантность подходов и идей. Нордстрем и Риддерстрале уверены, что XX век опроверг идеал социологов: женатый белый мужчина 45 лет уже не является уникальным, самым успешным и умным, более того, в планетарном масштабе он оказался социальным меньшинством.

Из описания отдельной личности авторы выводят портрет компании победившего капитализма. Для фанки-компании характерна узкая специа

Новости партнеров

«Эксперт»
№38 (298) 15 октября 2001
Война
Содержание:
Заклятые друзья

Американская модель управления третьим миром оказалась несостоятельной. Срочно требуется участие Лондона и Москвы

Обзор почты
Международный бизнес
Наука и технологии
Политика
На улице Правды
Реклама