Концентрат постмодерна

Петр Кирьян
15 октября 2001, 00:00

Попытка осмыслить новую бизнес-реальность обернулась перечислением старых идей и новых фактов

Название книги "Бизнес в стиле фанк" сразу сбивает с толку. Не понятно, о бизнесе она или о стиле жизни, а может, о чем-то еще. Видимо, пытаясь внести ясность, авторы - доктора философии Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале, преподающие в Стокгольмской школе экономики, ввели подзаголовок "Капитал пляшет под дудку таланта". Однако перелистнув первые страницы, сразу встречаешь признание авторов в том, что и им самим не до конца ясно, о чем их труд. "Эта книга - случай самотерапии. Мы написали ее, пытаясь понять, кто мы, где мы находимся, что с нами происходит и почему" - почти философское начало.

По мнению Нордстрема и Риддерстрале, мы находимся в обществе победившего капитализма. "Рабочие владеют основными средствами производства. Революция, точнее первая ее часть, закончена", - пишут они. Достичь идеалов Карла Маркса удалось благодаря индустриализации и сменившей ее информационной революции: погоня за прибылью привела к перепроизводству, а развитие коммуникации - к исчезновению монополии на идеи. В этой ситуации только интеллектуальный капитал каждой личности движет развитием экономики, а собственность на капитал и на средства производства уже не играет прежней роли. Перефразируя Томаса Гоббса, авторы именуют новое общественное состояние "войной мозгов".

В этой интеллектуальной битве участвует поколение людей, выросшее в условиях товарного изобилия, когда выбор почти безграничен. Возможность выбора формирует гибкость мышления, а также готовность мыслить нестандартно. Такой человек мыслит следующим образом: если кто-то сделал одно и то же много раз по-разному, значит, я должен найти что-то, чего прежде не было, либо новый продукт, либо новый способ бизнеса. Лозунгом новой эпохи становится знаменитая философская максима постмодернизма, гласящая, что "ничто не слишком".

Найти что-то новое человеку поможет образование. Причем, по мнению авторов, цель обучения - не познать что-то в совершенстве, а добиться определенного уровня компетенции. Так, менеджер вовсе не обязан знать бизнес в совершенстве, но он точно должен понимать, у кого можно проконсультироваться или попросить помощи. Иногда, напротив, не нужно ничьих советов, менеджеру нового типа должно хватить смелости пойти нестандартным путем или принять неочевидное решение.

В обществе почти безграничных возможностей человек теряет ощущение стабильности. Общество дробится на множество конкурирующих групп по интересам, по образу мышления, по уровню образования. Причем, как показывают социологические исследования, интеллект, точнее, способность мыслить по-новому распределена равномерно по всем группам, что обеспечивает многовариантность подходов и идей. Нордстрем и Риддерстрале уверены, что XX век опроверг идеал социологов: женатый белый мужчина 45 лет уже не является уникальным, самым успешным и умным, более того, в планетарном масштабе он оказался социальным меньшинством.

Из описания отдельной личности авторы выводят портрет компании победившего капитализма. Для фанки-компании характерна узкая специализация: "Лучше быть чем-то для кого-то, чем ничем для всех". Даже на узком сегменте рынка надо искать свою нишу, где ты номер один. Наконец, специализация должна быть целенаправленной, то есть вы должны постоянно общаться с нынешними и потенциальными потребителями. Они должны стать не просто покупателями, а единомышленниками. Но как заработать на узком рынке? Стать глобальным. Если вы работаете в своей нише по всему миру, то и доход ваш намного больше, чем тот, что дает одна страна.

В фанки-компании работников немного, но все они объединены общими интересами и целями. Небольшая численность - это эффективно, утверждают авторы, иллюстрируя сказанное примером корпорации Microsoft. Компактность нужна не только для "идейной целостности работников" или для снижения издержек, но и для соответствия вызовам рынка. Не случайно гиганты вроде General Electric и ABB разбили все свои подразделения и отделы на небольшие группы. Работа такой группы - это набор проектов, реализовав которые сотрудники могут начать новый или закрыть компанию. Большинство компаний производят идеи, а для их воплощения кооперируются друг с другом.

Рецептов по выживанию в эпоху победившего капитализма у авторов нет. То, чему посвящена последняя часть книги, было актуально еще в те времена, когда "Основы менеджмента" Филипа Котлера считались откровением. Авторы рекомендуют убрать барьеры в общении с персоналом, постоянно учить его, стараться нанимать на работу людей с тем же видением жизни, что и у компании. Менеджерам советуют "бить" потребителя не по голове, а по другим частям тела, поскольку трезво мыслящий покупатель не купит и половины того, что ему раньше казалось необходимым. Персонал предлагают заряжать проповедями о смысле и целях работы компании. Остальные лозунги, например: успех на рынке - это временная монополия; нормальность - дорога в никуда; посредственность никогда не побеждает, - просто пересказ очевидных идей.

Тем не менее книга актуальна. Во-первых, это понятный конспект тезисов по управлению компаниями. Во-вторых, излагая свое видение происходящего, авторы приводят интересные статистические и фактические данные, рассказывают о том, как построено мировосприятие современного европейца, что позволяет рассеять ряд популярных иллюзий. Например, деньги и благосостояние уже не являются главным мотивом к труду в развитых странах. Занимательно выглядит и анализ этнического состава топ-менеджмента ведущих компаний. Наконец, книгу можно рассматривать как сознательную провокацию или утопию, ведь авторы - люди ученые, склонные к экспериментам. Потому и книга получилась обо всем и ни о чем.

Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк: Капитал пляшет под дудку таланта. - СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2000, 272 с.