Третий - лишний

Международный бизнес
Москва, 15.10.2001
«Эксперт» №38 (298)
Автоиндустрия США оказалась не готова к наступившей рецессии. Не исключено, что кто-то из "большой тройки" - Ford, General Motors и Chrysler - тяжелые времена не переживет

В рядах американских и европейских автомобильных дилеров царит атмосфера нефтяного шока 70-х. Тогда продажи на Западе практически встали. Уже в этом году западные потребители купят на два миллиона автомобилей меньше, чем в прошлом. На будущий год дилеры во всем мире не досчитаются еще шести миллионов покупателей - это примерно столько, сколько покупает вся Япония. Автомобильная промышленность станет одной из наиболее пострадавших от надвигающейся экономической рецессии. Европа и США ждут увольнений, а, как утверждает аналитик Deutsche Bank Ларс Зейн, "каждый дополнительный один процент безработицы для каждого из этих рынков означает пятьсот тысяч непроданных автомобилей".

Наибольшие потери понесет автоиндустрия Соединенных Штатов, где экономическая рецессия накладывается на циклический спад спроса на новые автомобили. Более того, американские производители одновременно столкнулись с необходимостью реструктуризации перед лицом усиливающейся конкуренции со стороны импорта. Оказалось, что "большая тройка" - Ford, General Motors (GM) и Chrysler - могла более или менее успешно конкурировать с японцами только в условиях экономического бума. Сегодня "тройка" уже не может безболезненно выплачивать покупателям бонусы в тысячи долларов за покупку своей продукции. На первый план выходят такие понятия, как качество и издержки производства. Специалисты не исключают, что одна из трех крупных американских компаний (наибольшие шансы у Ford и Chrysler) не переживет начавшийся кризис. Впрочем, американские автопроизводители, как и авиаиндустрия США, уповают на помощь государства, которое в состоянии помочь пережить трудные времена.

Глобальный застой

Последний серьезный удар автопроизводителям нанесли теракты в Нью-Йорке и последовавшее за ними резкое сокращение объема авиаперевозок. Как следствие, автомобильные компании уже получили извещения из прокатных и лизинговых компаний об отзыве последних заказов на поставку новых машин. Резкое сокращение числа туристов и командированных означает существенный спад спроса на этом рынке. Одновременно, готовясь к стагнации в экономике США, многие американские корпорации обращаются к реструктуризации, которая начинается, в частности, с сокращения служебного автопарка. В итоге под угрозой окажется почти треть продаж GM, Ford и Chrysler на североамериканском рынке - именно такова доля вышеперечисленных клиентов в обороте этих компаний. А в Великобритании, к примеру, на долю служебных автопарков и проката приходится половина ежегодных продаж новых автомобилей.

Первые симптомы надвигающегося кризиса уже налицо. В США в прошлом месяце общий объем продаж DaimlerChrysler, Ford и GM упал на 13,6% по сравнению с 2000 годом (при ожидаемых 6-8% сокращения спроса). Для сентября, который обычно является периодом роста продаж после сезона отпусков, такая низкая активность покупателей означает нежелание американцев обновлять свой автопарк этой осенью. В результате, согласно расчетам инвестиционного банка Goldman Sachs, в этом году в США буд

Новости партнеров

«Эксперт»
№38 (298) 15 октября 2001
Война
Содержание:
Заклятые друзья

Американская модель управления третьим миром оказалась несостоятельной. Срочно требуется участие Лондона и Москвы

Обзор почты
Международный бизнес
Наука и технологии
Политика
На улице Правды
Реклама