Мотор для малого бизнеса

Русский бизнес
Москва, 15.10.2001
«Эксперт» №38 (298)
Российские производители электродвигателей рискуют потерять нишу массового спроса

Рынок электрических двигателей переживает бум. В 2000 году их потребление в России выросло по сравнению с 1999 годом на 65,6% и достигло 106,5 млн долларов, а производство - на 62,0% и составило 96,7 млн долларов (см. таблицу 1). Причина взлета отрасли проста. Электродвигатель суть основа машин и механизмов в век электричества. Он приводит в действие почти все: от станков с ЧПУ до домовых лифтов и эскалаторов в метро, от водозаборных станций, снабжающих водой многомиллионные города, до бытовых насосов, поливающих наши личные шесть соток. Рост рынка двигателей напрямую связан с тенденциями в экономике, где, как свидетельствуют статистические сводки, последние два года наблюдался подъем.

Правда, в нынешнем году рост в отрасли несколько замедлился и, как сообщают службы сбыта ряда заводов-производителей, стал заметен лишь к концу первого полугодия. Но отечественным производителям, сумевшим преодолеть кризис начала 90-х, незначительные колебания конъюнктуры уже не страшны.

Особый, асинхронный путь

Все предыдущее десятилетие российская электротехническая промышленность только и делала, что преодолевала родовые черты, доставшиеся ей от советской прародительницы. Так, в соответствии с доктриной планового размещения производительных сил заводы - изготовители электродвигателей были расположены практически во всех республиках СССР и имели жесткую специализацию. Каждое предприятие производило всего несколько типоразмеров АД (асинхронные двигатели, составляют 90% выпуска электротехнической отрасли), но зато в количествах, обеспечивающих потребность всего государства. А поскольку значительная часть крупных производителей находилась на Украине, в Белоруссии, Молдавии и Армении, в начале 90-х годов около 80% мощностей по производству АД общепромышленного и специального назначения оказались за пределами России.

Казалось бы, спад в экономике, сужение внутреннего рынка, разрыв традиционных связей с потребителями в странах СНГ сводили шансы на выживание российских специализированных заводов к нулю. Но из-за разрыва тех же связей прекратились и поставки из бывших советских республик. Так что появилась возможность занять пустующие ниши. И производители взялись за расширение номенклатуры производимых двигателей. В итоге практически все заводы освоили новые модели АД - на самых крупных предприятиях их количество исчисляется десятками. Например, только за последние три года Ярославский электромашиностроительный завод "Элдин" ввел в производство 133 модели, Томский электромеханический завод "Сибэлектромотор" - 79, холдинговая компания "Уралэлектро" - 71, Владимирский электромоторный завод - 55.

Освоение новых моделей АД повлекло за собой и организационное совершенствование заводов-изготовителей. В советские времена конструкторские разработки были сосредоточены в двух научно-исследовательских центрах - Владимире и Кемерове. В середине 90-х производители потеряли доступ к разработкам институтов, и на заводах появились собственные конструкторские и инженерные подразделения.

Новости партнеров

«Эксперт»
№38 (298) 15 октября 2001
Война
Содержание:
Заклятые друзья

Американская модель управления третьим миром оказалась несостоятельной. Срочно требуется участие Лондона и Москвы

Обзор почты
Международный бизнес
Наука и технологии
Политика
На улице Правды
Реклама