Мотор для малого бизнеса

Анастасия Матвеева
15 октября 2001, 00:00

Российские производители электродвигателей рискуют потерять нишу массового спроса

Рынок электрических двигателей переживает бум. В 2000 году их потребление в России выросло по сравнению с 1999 годом на 65,6% и достигло 106,5 млн долларов, а производство - на 62,0% и составило 96,7 млн долларов (см. таблицу 1). Причина взлета отрасли проста. Электродвигатель суть основа машин и механизмов в век электричества. Он приводит в действие почти все: от станков с ЧПУ до домовых лифтов и эскалаторов в метро, от водозаборных станций, снабжающих водой многомиллионные города, до бытовых насосов, поливающих наши личные шесть соток. Рост рынка двигателей напрямую связан с тенденциями в экономике, где, как свидетельствуют статистические сводки, последние два года наблюдался подъем.

Правда, в нынешнем году рост в отрасли несколько замедлился и, как сообщают службы сбыта ряда заводов-производителей, стал заметен лишь к концу первого полугодия. Но отечественным производителям, сумевшим преодолеть кризис начала 90-х, незначительные колебания конъюнктуры уже не страшны.

Особый, асинхронный путь

Все предыдущее десятилетие российская электротехническая промышленность только и делала, что преодолевала родовые черты, доставшиеся ей от советской прародительницы. Так, в соответствии с доктриной планового размещения производительных сил заводы - изготовители электродвигателей были расположены практически во всех республиках СССР и имели жесткую специализацию. Каждое предприятие производило всего несколько типоразмеров АД (асинхронные двигатели, составляют 90% выпуска электротехнической отрасли), но зато в количествах, обеспечивающих потребность всего государства. А поскольку значительная часть крупных производителей находилась на Украине, в Белоруссии, Молдавии и Армении, в начале 90-х годов около 80% мощностей по производству АД общепромышленного и специального назначения оказались за пределами России.

Казалось бы, спад в экономике, сужение внутреннего рынка, разрыв традиционных связей с потребителями в странах СНГ сводили шансы на выживание российских специализированных заводов к нулю. Но из-за разрыва тех же связей прекратились и поставки из бывших советских республик. Так что появилась возможность занять пустующие ниши. И производители взялись за расширение номенклатуры производимых двигателей. В итоге практически все заводы освоили новые модели АД - на самых крупных предприятиях их количество исчисляется десятками. Например, только за последние три года Ярославский электромашиностроительный завод "Элдин" ввел в производство 133 модели, Томский электромеханический завод "Сибэлектромотор" - 79, холдинговая компания "Уралэлектро" - 71, Владимирский электромоторный завод - 55.

Освоение новых моделей АД повлекло за собой и организационное совершенствование заводов-изготовителей. В советские времена конструкторские разработки были сосредоточены в двух научно-исследовательских центрах - Владимире и Кемерове. В середине 90-х производители потеряли доступ к разработкам институтов, и на заводах появились собственные конструкторские и инженерные подразделения.

Один факт советской промышленной истории, правда, сыграл на руку российским производителям АД. Это неприсоединение Советского Союза к системе мировых стандартов. Еще в начале 60-х ведущие электротехнические компании 14 стран Западной Европы создали Европейский комитет по координации стандартов. Этот комитет дал рекомендации по увязке мощностей и типоразмеров двигателей. Однако в СССР была разработана собственная система ГОСТов. К ним, соответственно, приспособлены и ГОСТы многих машин и механизмов, до сих пор используемых на просторах стран СНГ. И вот теперь благодаря советской политике промышленного изоляционизма у российских производителей имеются особые конкурентные преимущества не только на внутреннем рынке, но и на всем постсоветском пространстве.

Приверженность немировым параметрам АД только на первых порах несколько затрудняла выход российской продукции на глобальный рынок. Руководители крупнейших заводов, таких как ВЭМЗ, "Элдин" и "Уралэлектро", говорят, что они без особого труда освоили и международные стандарты. Этому помогло сотрудничество с иностранными коллегами. Так, холдинг "Уралэлектро" для проникновения на рынки дальнего зарубежья организовал с итальянской фирмой CTM совместное производство и поставил на поток серию двигателей в экспортном исполнении. Экспортируются российские АД в Италию, Германию, Францию, Испанию. Доля экспорта в ряде случаев достигает 50% в физическом объеме производства.

И производители электродвигателей, и дилеры утверждают, что по рабочим характеристикам отечественные АД не уступают продукции индустриально развитых странах. Подводит только "внешность". "Наши-то покургузей смотрятся", - замечают по этому поводу в ЗАО "Гидромашсервис", дилере нескольких российских производителей. Однако кое-кто взялся и за дизайн. Например, "Элдин" первым из российских производителей вывел на рынок серию АД разных типоразмеров с единым дизайнерским исполнением и под собственной маркировкой.

Братский демпинг

На этом благостном фоне диссонансом выступает сущая мелочь - проникновение на российский рынок более дешевой продукции с Украины, из Белоруссии и Молдавии: импорт оттуда только в 2000 году увеличился в натуральном выражении более чем в два раза, а в долларовом исчислении - на 44,8%. В общем количестве потребляемых АД доля отечественной продукции снизилась с 79,2% в 1999 году до 66,1% в 2000 году.

Правда, не все участники рынка считают это угрозой. На "Сибэлектромоторе" удивились самой постановке вопроса о конкуренции между украинскими и российскими производителями. А кое-кто из потребителей АД высказывал сомнение в точности самих данных об экспансии продукции братских стран на российский рынок. "Да не может такого быть! - изумился Андрей Герасимов, коммерческий директор омского завода 'Взлет'. - Еще несколько лет назад половина двигателей, что мы ставили на наши насосы, были импортными, а сейчас - всего пять процентов".

Такая реакция объясняется легко. Во-первых, украинские и белорусские поставщики специализируются на определенных моделях - малой и средней мощности. Российские заводы, имея в арсенале 80% номенклатуры соперников, все же тяготеют к механизмам более крупным.

Преимуществом более мощных электродвигателей с рыночной точки зрения является большая масса добавленной стоимости на единицу продукции. Получается, что, теряя в физическом количестве, российские производители приобретают в стоимостных показателях. В результате в долларовом исчислении доля отечественных двигателей в отечественном же потреблении возросла с 55,1% в 1999 году до 60,8% в 2000-м.

Во-вторых, как отмечают дилеры, с поставщиками из стран СНГ сейчас иметь дело сложнее, чем с российским заводами. Так, один из двух украинских заводов часто простаивает, поэтому поставки с него идут нерегулярно. Что касается белорусов, то они, по мнению потребителей, недостаточно гибки в своей ценовой политике. Кроме того, и у тех и у других ограниченный ассортимент. Так что если клиенту нужен набор из разных типоразмеров двигателей, то обращаться к российским заводам намного удобнее - расширив ассортимент, они готовы поставлять любые двигатели.

В-третьих, вроде бы украинские и белорусские АД дешевле. Что и понятно: там заводы-изготовители продолжают работать в рамках своей узкой специализации, не тратя ни копейки на техническое перевооружение. Но некоторые качественные характеристики их продукции явно хуже, чем у отечественной. Так, на "Уралэлектро" отмечают, что их двигатели в отличие от украинских бесшумные - за счет использования более качественных подшипников. С ростом платежеспособности потребителей лучшее качество становится решающим фактором конкурентоспособности. На что и возлагают надежды российские производители.

О пользе разнообразия

Казалось бы, производители правы: если рынок предоставляет возможность брать свое за счет добавленной стоимости, не стоит переживать из-за иностранных поставок. Следуя этой логике, на ярославском заводе "Элдин" подумывают вообще отказаться от производства маломощных двигателей. Они, по словам руководства предприятия, выполнили свою миссию, сохранили завод, а теперь пора обратить внимание на то, что они менее рентабельны, поскольку выпускаются на оборудовании, предназначенном для производства крупногабаритной продукции.

Однако с точки зрения стратегии рынка игнорировать малые формы неразумно. Хотя бы потому, что круг потребителей больших механизмов весьма узок. Даже сами производители привели нам такой пример: чтобы обеспечить водой небольшой город, достаточно всего двух насосов, если в них стоят двигатели мощностью 315 кВт (самый большой типоразмер АД серийного производства). Но обычно используется с десяток насосов - менее мощных.

Очевидно и то, что рост отечественной экономики неизбежно будет связан с сектором малого и среднего бизнеса, с домохозяйствами среднего класса. Тенденцию к расширению этого сектора уже заметили производители оборудования (они же потребители электродвигателей) и стали осваивать эту нишу. Например, омский завод "Взлет" начал выпускать насосы для сточных вод - их можно использовать на автомойках, в ресторанах, в молочных и мясоперерабатывающих цехах, в индивидуальной коттеджной застройке. До сих пор насосы такой мощности завозились из-за рубежа. Стоило появиться российскому производству тепловых завес и кондиционеров - как вырос спрос на продукцию Армавирского электротехнического завода, специализирующегося на малых и средних двигателях.

Примеры такого рода можно множить. Достаточно вспомнить, что малые двигатели применяются как в холодильных установках для перевозки и хранения продуктов как в торговле, так и в бытовом "Стиноле". Используются они в стиральных машинах и соковыжималках, зернодробилках и центрифугах, бормашинах и электродрелях. Отдельная, и довольно большая, ниша принадлежит взрывозащищенным механизмам: мощные двигатели такой модификации работают в нефтедобывающей промышленности, а среднегабаритные - на бензоколонках, в мукомольной промышленности и т. д. Короче говоря, массовый спрос на маломощную электромеханическую силу в ближайшем будущем обеспечен.

А потому крайне нерационально отдавать перспективный сектор рынка на откуп иностранным поставщикам. Тем более что трудный этап диверсификации уже пройден. Если же выпускать малые двигатели будет уж совсем невмоготу, удержать за собой этот рынок можно и другими способами. Говорят, например, что один из украинских заводов, экспортирующих двигатели в Россию, уже принадлежит российской компании.

Полный вариант аналитического обзора "Российский рынок асинхронных двигателей" можно приобрести в рейтинговом агентстве "Эксперт РА". Тел. (095) 251-16-66.