Страдания лишнего трейдера

Екатерина Дранкина
15 октября 2001, 00:00

Лишившаяся бизнеса компания Crown предприняла попытку подстроить под себя часть экспортного российского рынка

На прошлой неделе рынок взбудоражили слухи о скорой реорганизации экспорта сырой нефти. Якобы всех экспортеров загонят на биржу с тем, чтобы там устанавливалась минимальная цена контрактов и оптимизировались направления экспорта. Подтверждением слухов стали две статьи - в газетах Financial Times и "Ведомости". В них сообщалось, что министр энергетики Игорь Юсуфов уже утвердил проект реорганизации, что биржевая площадка, на которой будет проходить отлаживание рыночных механизмов экспорта, уже создана (совместными усилиями швейцарского нефтяного трейдера Crown Resources AG и информационного агентства "Интерфакс") и что пилотным направлением реформ будет нефтепровод "Дружба", где происходят вроде бы наихудшие безобразия и причиняется наибольший ущерб казне.

В довершение картины Crown выпустила поражающий воображение пресс-релиз о том, что она, Crown, совместно с Министерством энергетики РФ и ОПЕК приступила к реализации проекта "Трансформация глобальной торговли в области природных ресурсов".

Нефтяники напряглись. Дело в том, что эти статьи и слухи легли на взрыхленную почву. Игорь Юсуфов неоднократно заявлял в своих интервью, что с экспортом у нас не все прозрачно, что нужно повысить роль государства в регулировании экспорта, оптимизировать потоки и сделать продажу нефти максимально выгодной для государства. "Хорошо", - сказали нефтяники. Но при чем здесь какая-то частная компания со своей частной биржевой площадкой?

На самом деле, конечно же, ни при чем. В действительности ничего Министерство энергетики еще не одобряло и вряд ли одобрит. Речь во всей этой истории вовсе не идет о государственном интересе. Она, эта история, всего лишь о двух трейдерах, шумно делящих уплывающий из рук рынок.

Неприкаянный

Crown Resources - дочерняя компания "Альфа-Эко" - всегда заявляла о своей независимости от материнской фирмы и ее партнеров. Вполне убедительно эту независимость доказала в прошлом году ТНК (ею владеют в равных долях "Альфа-групп" и "Ренова"), лишив Crown эксклюзивного права продажи собственной нефти и перейдя на тендерную систему продажи нефти из морских портов. На долю Crown остались лишь продажи в Восточную Европу по трубопроводу "Дружба". А месяц назад закончился и этот бизнес - новые собственники германского завода Schwedt компании BP cps. и Shell договорились о прямых поставках сырья со стороны ТНК.

Утрата этого направления - наиболее болезненная из потерь Crown Resorses. Дело в том, что нефтепровод "Дружба" - второе по популярности направление нефтяного экспорта после экспорта через Новороссийский морской торговый порт. А учитывая, что в отличие от Новороссийска "Дружба" не боится штормов, даже более стабильное и выгодное.

Crown - один из многих трейдеров, потерявших свой бизнес в последнее время. Крупные нефтяные компании настолько продвинулись в консолидации собственного бизнеса, что даже на непростых направлениях экспорта предпочитают обходиться без посредников, работая напрямую с заводами-потребителями либо продавая нефть через собственные трейдинговые структуры. Традиционно с российской стороны на "Дружбе", кроме Crown, работал "Руссойл", дочерняя компания "Нафта-Москвы". "Руссойл", продававший нефть по поручению "Сургутнефтегаза" (крупнейший российский поставщик по этому направлению), вылетел чуть раньше - два месяца назад "Сургутнефтегаз", решив работать напрямую с потребителями, отказался от услуг "Нафты", и та переключилась на металлургический бизнес. Crown, с которым произошла такая же история, решил остаться на прежнем поле.

Сначала, в феврале этого года, компания предприняла попытку купить крупного международного трейдера Marc Rich, однако сделка сорвалась. Сейчас Crown решила параллельно реализовать два крупных проекта. Один связан с возрождением "треугольника" по обмену нефти на сахар между Россией, Кубой и Венесуэлой. Другой - с информационными услугами российскому нефтяному рынку. Для этого компания стала акционером подразделения "Интерфакса", "Интерфакса-АНИ" (Агентство нефтяной информации) и совместно с ним заявила о проекте создания электронной биржи торговли нефтью.

Скорее всего, Crown серьезно обнадежили заявления нового министра. А чтобы подлить масла в огонь, компания начала маневры, направленные на разрушение ныне действующей системы экспорта в Германию.

Согласно заявлениям Crown, германское направление экспорта нефти по "Дружбе" является наименее выгодным для российской стороны. Согласно расчетам компании, подтвержденным исследованием Arthur Andersen, на каждом барреле нефти, поставляемом по "Дружбе", российские поставщики теряют 2 доллара. Всего, сообщается в пресс-релизе компании, Россия с 1990 года потеряла на германском направлении экспорта не менее 3 млрд долларов. Причина этих потерь - картельный сговор, якобы имеющий место со стороны германских покупателей. Помимо того, упоминается некий германский оператор (сидящий на той стороне "Дружбы"), на котором и держится весь картельный сговор.

На той стороне "Дружбы"

Имя злодейского оператора - Sunimex. Эта компания такая же германская, как Crown - швейцарская. В свое время она была образована частью акционеров "Нафты" и "Руссойла", однако закрепилась на германском рынке успешнее своих родственников и даже пережила их там. В настоящее время Sunimex является оператором по поставкам нефти на заводы Leuna и Schwedt, и, судя по всему, эти предприятия не намерены отказываться от ее услуг, поскольку компания умеет добиваться нужного для них результата. Причину устойчивости собственного бизнеса в Sunimex объясняют лаконично: "Просто мы всех устраиваем".

По мнению экспертов нефтяного рынка, устраивает Sunimex скорее немецкую сторону, чем российскую. "На всем протяжении 'Дружбы', в восточноевропейских странах и в Германии, российская смесь Urals имеет на полтора-два доллара большую скидку по отношению к Brendt, чем на других направлениях, тем не менее, в нынешних условиях поделать с этим обстоятельством ничего нельзя", - утверждает аналитик компании "Никойл" Геннадий Красовский.

Все дело в том, что в нынешнем состоянии у большинства нефтяных компаний нет рычагов давления на покупателей. Направлений экспорта не так много, и они все забиты. Нефтепровод "Дружба" - направление самое стабильное, поэтому все участники рынка им дорожат. Единственный способ получить рычаги для торга - купить дополнительные технологические мощности в Европе (НПЗ, нефтехранилища и т. д.). В этом случае компании могут либо "пересидеть" в собственных нефтехранилищах в ожидании лучшей цены, либо, что еще лучше, продавать нефть собственным НПЗ, а потом, на открытом рынке, торговать уже нефтепродуктами, получая максимальную прибыль. Первым по этому пути пошел "ЛУКойл", владеющий уже пятью НПЗ в Европе, за ним подтягиваются ЮКОС и ТНК.

Другой путь - диверсифицировать собственные экспортные маршруты. Так, пуск в строй Балтийской трубопроводной системы должен положительно сказаться на решении германской проблемы. Туда уйдет часть продавцов с плотного направления "Дружбы", оставшимся же будет проще торговаться.

А биржа?

Созданием нефтяной биржи в этих условиях добиться ничего нельзя. То есть создать ее, конечно, можно, и этим уже занимаются ("Сибнефть", например, уже сделала биржу по торговле нефтепродуктами), однако существенных изменений на рынке от ее появления не будет. Дело в том, что практически все компании действуют по отлаженным схемам экспорта, которые вряд ли захотят менять. Схемы, конечно же, основаны на владении офшорными фирмами, выступающими покупателями с "той" стороны. Так, ЮКОС продает нефть через собственного трейдера Routhenhold Holdings, "Сибнефть" и отчасти "Славнефть" - через Runicom, "ЛУКойл" - через компании Taurus и LUKoil Traiding. Даже если попытаться ломать эту систему, загоняя на биржу продавцов, то нет никаких гарантий, что на нее придут покупатели.

"Европейское направление экспорта - очень деликатная вещь. Сегодняшняя система всех устраивает, если же попытаться что-то в ней менять, мы можем просто потерять рынки", - считает аналитик Argus Petroleum Михаил Перфилов. Впрочем, по мнению других аналитиков, реальных попыток изменить экспортный рынок и не будет предпринято. "Когда речь заходит о реформах экспортного рынка, - поделился соображениями один из нефтетрейдеров, - обычно это значит, что вступает в очередную фазу противостояние 'Транснефти' и Минэнерго за контроль над графиками, квотами и прочей важной текучкой. Сейчас ситуация осложняется тем, что к этому дуэту присоединилась еще межведомственная комиссия Христенко. Однако, потянув в очередной раз 'экспортное одеяло' на себя, скорее всего, в итоге они сохранят нынешнее положение вещей".