Большой, цветной и плоский

Александр Грек
22 октября 2001, 00:00

Обвальное падение цен на жидкокристаллические компьютерные мониторы вскоре выведет их в разряд товаров массового спроса

Четыре года назад американские инженеры из легендарных Bell Laboratories с гордостью показывали мне экспериментальные образцы полимерных дисплеев, технология производства которых напоминала шелкографию на футболках. Оптимисты от хай-тека предсказывали, что к 2002 году дисплеи можно будет сворачивать в трубочку, стоить они будут несколько долларов и, подобно салфеткам, станут одноразовыми. Повода не доверять жизнерадостным американцам у меня не было - все остальные чудеса, которые они демонстрировали, воплощались в жизнь точно к указанным ими срокам. А вот дисплеям не повезло.

Вялость и консервативность этого сектора кажется просто невероятной на фоне прорывов, происшедших за последнее время в других технологиях. Судите сами: за последние двадцать лет магнитные ленты и дискеты были вытеснены компакт-дисками, на смену им уже идут DVD. Компьютерная память упала в цене в несколько тысяч раз, и во столько же возросла мощность процессоров. Быстродействие сетей повысилось на три порядка. А что изменилось за последнюю четверть века в дисплеях? Да, мониторы стали цветными, их разрешение выросло втрое, средний размер экрана вырос на дюйм. И все! Традиционные мониторы на электронно-лучевых трубках (ЭЛТ) все столь же громоздки и все еще дороги. Что же касается принципиально новых технологий... Месяц назад, побывав на крупнейшей в мире выставке бытовой электроники IFA`2001, я вновь увидел гибкий дисплей, на этот раз на стенде Philips. Гнулся он все так же плохо и стоил все так же невероятно дорого, как и четыре года назад. Голландский инженер в отличие от своих американских коллег-оптимистов даже не стал кормить меня обещаниями светлого будущего: технология экспериментальная, когда пойдет в серию - неизвестно. На уровне разработок застыли исследования и у других компаний. И это при том, что все производители бытовой электроники в один голос утверждают, что дисплейные технологии являются для них приоритетными.

Но, судя по всему, ждать революции на этом рынке осталось недолго. Как ни парадоксально, на руку новым дисплейным технологиям сыграл мировой кризис в IT-промышленности.

Почти военные технологии

В 2000 году в мире было продано более 100 млн мониторов на сумму около 25 млрд долларов. Первое место на мировом рынке держит Samsung, его объем продаж - около 20 млн мониторов. Второе и третье делят LG и Philips. Четверку ведущих игроков замыкает Sony. Объявленное объединение усилий Philips и LG (компании объединили производства жидкокристаллических дисплеев и намерены сделать то же самое в отношении производства традиционных мониторов на электронно-лучевых трубках, таким образом корейцы получат доступ к жидкокристаллическим технологиям Philips, а голландцы - к нынешнему хиту рынка, плоским кинескопам), вероятно, приведет к смене лидера мирового рынка. Но неизвестно, долго ли такой расклад останется стабильным.

Дело в том, что производители мониторов долгое время не могли предложить рынку ничего принципиально нового с технической точки зрения. Поэтому основная игра до сих пор велась с использованием чисто маркетинговых приемов. Так, несколько лет назад сразу несколько компаний попытались оживить рынок, изменив традиционную форму и цвет мониторов, унаследованные ими от первых персоналок IBM. Цветные новинки радовали глаз недолго, не прошло и года, как они были вытеснены с прилавков все теми же серыми угловатыми коробками.

Не прижилась на рынке и другая идея: имплантировать в монитор акустические системы. Оказалось, что е-спортсмены, как принято теперь именовать любителей компьютерных игрушек, предпочитают все же специальную компьютерную акустику. Бизнес-сектор, опасающийся эпидемии компьютерных игр в рабочее время, тоже предпочел мультимедийным мониторам обычные безголосые. Производство мультимедийных мониторов, правда, не свернуто полностью, но похоже, что изготовители держат их только ради полноты продуктовой линейки. Погоды на рынке такие устройства не делают.

Единственное за последние годы новое решение, которое смогло всколыхнуть традиционно спокойный рынок, было предложено Sony: плоские мониторы. Их достоинство - меньшее количество бликов - оценили потребители и в секторе бытовых компьютеров, и в бизнес-секторе.

Мода на плоские экраны пришла в компьютерный сектор из мира бытовых телевизоров, а вообще-то аналогичная технология применяется на американских бомбардировщиках F-117 Stealth - плоские панели позволяют им не "бликовать" на экранах радаров. На телевизионном рынке бум спроса на плоские кинескопы в прошлом году даже привел к перебоям с поставками оптического стекла - плоские кинескопы требовали его в больших количествах, поскольку представляли собой обычные кинескопы, залитые по краям дополнительным стеклом. До сих пор многие производители под маркой "плоских" продают именно такие модели. Технология же производства по-настоящему плоских экранов, Real Flat, очень сложна, ею владеют лишь немногие производители, в том числе Sony (FD Trinitron), Mitsubishi (Diamondtron NF) и LG (Flatron), предпочитающие не продавать такие кинескопы на сторону, а комплектовать ими лишь мониторы, выпускаемые под собственной маркой. Однако, как утверждает старший эксперт Экспертно-аналитического центра "СК Пресс" Василий Мочар, для подавляющего числа пользователей эти тонкости не существенны, и в результате все "плоские" мониторы позиционируются примерно одинаково и продаются заметно лучше "выпуклых".

Дюйм за дюймом

В отличие от России, где более 60% продаваемых мониторов - 15-дюймовые (благо 14-дюймовые нигде в мире уже не выпускаются, а Sony заявила о прекращении производства и 15-дюймовых дисплеев), в Европе или Америке самыми массовыми моделями уже стали 17-дюймовые дисплеи.

За дополнительные дюймы и сохранение своих прибылей изготовители мониторов должны бы быть благодарны Биллу Гейтсу и производителям компьютерных игрушек: Microsoft Office и новейшие развлекательные программы требуют мониторов с разрешением 1024x768, а именно такое разрешение является стандартным для "семнашек". Задержка России на этапе 15-дюймовых моделей объясняется не столько бедностью населения (для дома как раз покупают 17-дюймовые устройства), сколько отношением работодателей к сотрудникам, как к расходному материалу. Маленький монитор позволяет работать с большинством современных программ, но гораздо сильнее утомляет пользователя. На Западе же за этим пристально следят профсоюзы.

Следующий шаг, по мнению производителей мониторов, потребители должны были сделать в направлении 19-дюймовых моделей. Необходимость перехода к таким дисплеям объяснялась тем, что они будто бы позволяют наращивать производительность труда: можно работать одновременно с шестью-восемью документами (17-дюймовые мониторы - с тремя-пятью). Забавно, но на пути увеличения производительности труда встал все тот же Билл Гейтс. Офисные продукты Microsoft уже много лет позволяют пользователям обходиться мониторами с разрешением 1024x768, тогда как стандартом для 19- и 21-дюймовых дисплеев является более высокое разрешение - 1280x1024.

Впрочем, думается, что пользователи не стали торопиться с переходом на большую диагональ не в силу малопонятных для большинства из них проблем с разрешением. Причина прозаичнее: уже 17-дюймовые модели с трудом умещаются на рабочих столах, а устройства с большей диагональю, кажется, вообще не оставят там места. Укороченные трубки, призванные хотя бы немного уменьшить размер мониторов, приводят к ухудшению их потребительских характеристик и к тому же делают их дороже.

Так что 19-дюймовые устройства не очень-то привлекательны для пользователя. Однако плавного перехода на такие мониторы нам все равно не удалось бы избежать, если бы не случился сенсационный обвал цен на жидкокристаллические дисплеи.

Большой скачок

Всего лишь за последние полгода жидкокристаллические дисплеи подешевели на 40%. Такого поворота событий не предсказывали даже самые большие оптимисты: прогнозировалось, что жидкокристаллические дисплеи смогут преодолеть планку в 400 долларов лишь к концу текущего года. Но уже в конце сентября в Москве, например, можно было купить такой монитор даже по более низкой цене.

По мнению экспертов, снижение цен на жидкокристаллические мониторы было запрограммировано уже хотя бы тем, что сейчас технология их производства достаточно хорошо отработана, а новые производственные линии вводятся в строй с завидной регулярностью. Однако все это объясняет лишь общую тенденцию к снижению цен, но не их стремительный обвал в течение нескольких месяцев. Вероятнее всего, обвал был предопределен не только отработанностью технологий, но и серьезными изменениями потребительских предпочтений, вызванных, в свою очередь, надвигающимся экономическим кризисом. В частности, эксперты отмечают резкое падение спроса на портативные компьютеры, оснащаемые ЖК-панелями, которые всегда относились к категории престижных и дорогих товаров. До сих пор производителям ЖК-панелей было намного выгоднее выступать в качестве поставщиков комплектующих для производителей портативных компьютеров, чем самостоятельно выходить на высококонкурентный рынок мониторов: норма прибыли на рынке ноутбуков значительно выше. Однако снижение спроса на ноутбуки привело к временному перепроизводству высококачественных ЖК-панелей. Их излишки были выброшены производителями на рынок мониторов, что и ускорило падение цен.

Парадокс заключался в том, что до сих пор практически еженедельное снижение цен, происходившее на фоне относительно спокойного рынка, мешало массовому распространению этих дисплеев: в условиях, когда цены планомерного снижаются, продавцы обычно опасаются накапливать на складах большие запасы товара и стараются быстро от него избавляться, сбрасывая цены. А вот производители могли позволить себе роскошь массированной атаки на рынок. В итоге основные продажи пришлись на долю самих производителей, тогда как мелкие поставщики, стремясь побыстрее избавиться от быстро дешевеющего товара, "роняли" цены. Так новейшие технологии прокладывают себе путь на рынок, и так ЖК-мониторы из элитного товара стали быстро превращаться в массовый. К середине этого года ЖК-мониторы уже отвоевали себе более 3% рынка в количественном и 11% в денежном выражении.

Обвальное падение цен на ЖК-панели сыграло дурную шутку и с производителями традиционных ЭЛТ-мониторов. 19-дюймовые мониторы, которые до сих пор пророчили в преемники самых распространенных в мире 17-дюймовых, теперь могут вовсе не стать массовым товаром. Скорее всего, на массовом рынке они будут вытеснены 17-дюймовыми ЖК-панелями, которые по своим потребительским характеристикам аналогичны 19-дюймовым мониторам, а по цене уже сейчас лишь вдвое дороже последних (800 долларов против 400 долларов). Даже сейчас многие потребители делают выбор в пользу жидкокристаллических панелей, которые не мигают, занимают гораздо меньше места на рабочем столе и к тому же смотрятся удивительно стильно.

В ближайшем будущем, как считают специалисты, эта тенденция усилится, поскольку цены на жидкокристаллические панели будут продолжать стремительно падать, тогда как возможности снижения цен на традиционные мониторы, похоже, уже исчерпаны: "При производстве ЖК-панелей используются почти те же материалы, что и в традиционных кинескопах, но в гораздо меньшем количестве. К тому же традиционные ЭЛТ-мониторы сложнее в производстве, чем ЖК-панели, - говорит Василий Мочар. - Причем прецизионное производство дешевеет очень быстро, а материало-затратное - почти нет. Так что на ЭЛТ-трубках отыграть по цене уже почти ничего нельзя".

Судя по всему, единственный сегмент рынка, который в достаточно близком будущем сохранят за собой традиционные кинескопы, - профессиональная обработка изображений. Путь ЖК-дисплеям туда пока заказан: они уступают традиционным трубкам и по равномерности яркости, и по точности цветопередачи (производителям ЖК-дисплеев пока не удается избавиться от такого, например, эффекта: цветовые оттенки меняются в зависимости от угла, под которым вы смотрите на монитор). Но рынок профессиональной техники очень узок, ее доля в общем рынке не превышает и 1%. Для массовых же пользователей малые размеры ЖК-мониторов, прекрасная четкость и отсутствие мерцания станут решающими аргументами.

Еще один довод в пользу ЖК-мониторов как массового в ближайшей перспективе товара заключается в возможности использовать их не только для работы с компьютером. В свое время, несмотря на схожесть технологий, традиционные мониторы так и не освоили функцию телевизоров. Поэтому даже в не очень больших квартирах мы вынуждены держать и телевизоры, и компьютерные мониторы. А вот многие ЖК-панели уже оснащаются видеовходами и опционными ТВ-тюнерами. В свою очередь, входящие в моду ЖК-телевизоры имеют разъемы для подключения к ним компьютеров. Так что уже сейчас одной покупкой можно в принципе решить две проблемы - обновить и телевизор, и монитор для домашнего компьютера. Дело за малым - ценами, но они, как мы видим, быстро падают.

Что дальше

Итак, в обозримом будущем мониторы на электронно-лучевых трубках, вероятнее всего, перейдут в разряд хай-энда. Перейдя в разряд профессиональной техники, они, безусловно, вырастут в цене, заняв прочное место на рабочих столах тех, кто профессионально работает с цветом, - дизайнеров, художников и фотографов. Нишу небольших бытовых мониторов займут ЖК-панели, а больших - плазменные экраны.

О более отдаленном будущем говорить пока трудно. Производители утверждают, что в следующем десятилетии нас ожидает еще одна революция дисплейных технологий: возможно, основу рынка составят, например, сверхмаленькие дисплеи сверхвысокого разрешения. Первая волна спроса на них может возникнуть с появлением сотовых телефонов третьего поколения, которые смогут передавать видео в реальном времени. Миниатюрные цветные дисплеи, предназначенные для таких аппаратов, уже вовсю демонстрируют Samsung и Sharp.

Впрочем, массовый рынок этой технологии, скорее всего, не освоить: далеко не каждый из нас обладает столь острым зрением, чтобы получать удовольствие, разглядывая мельчайшие детали на экране размером со спичечный коробок. Поэтому с большой степенью вероятности можно утверждать, что настоящую революцию на рынке произведут... еще более мелкие мониторы, размером с ноготь мизинца. Потому что такие экраны - сверхмаленькие, суперлегкие и с высочайшей степенью разрешения - можно будет размещать в непосредственной близости от человеческого глаза. Например, на оправе очков. И это не фантастика, подобные очки уже производят Sony и Olympus. Их недостатком пока является высокая цена и низкое разрешение. Но вполне вероятно, что в будущем в списках лидеров рынка мониторов появятся совсем непривычные нам имена: "Стильные мониторы от Ray-Ban. Вам к лицу". Что ж, звучит неплохо.

Корейцы в России

В России, по данным экспертно-аналитического центра "СК Пресс", в прошлом году было продано 1,92 млн штук дисплеев на 440 млн долларов против 1,3 млн штук год назад. Иными словами, за год рост рынка составил 48%. И темпы роста остаются достаточно высокими: в первом полугодии текущего года в страну было ввезено 1,044 млн дисплеев против 844 тыс. в прошлом году (прирост 24%).

И при этом рынок остается ненасыщенным. "Спрос по-прежнему превышает предложение, - говорит Василий Мочар из 'СКПресс', - не прекращается дефицит. В такой ситуации любой западный брэнд при внятной политике и стабильных поставках может отвоевать себе долю рынка".

Тем не менее многие серьезные мировые игроки, в частности Philips, Panasonic и Sony, пока не уделяют России серьезного внимания. Показательна в этом отношении позиция Sony. Эта компания занимает четвертое место по продажам на российском рынке, но не благодаря своей политике, а скорее вопреки ей. Обладая слабой маркетинговой поддержкой, неразвитой партнерской сетью, эта марка живет здесь мировой известностью. Похоже, у нас пока еще сказывается привитый годами социализма менталитет: искусственно создаваемый дефицит мониторов является действенным маркетинговым ходом - если что-то быстро разбирают, значит, это лучшее. К тому же в отсутствие "родных" дисплеев от Sony покупатель охотно берет "суррогаты", так что компания невольно тянет за собой целый ряд других марок, которые используют трубки Sony в своих мониторах, например CTX, MAG и ADI.

Соответствовать двум простым условиям успеха на российском рынке - понятность и стабильность - смогли лишь три компании, которые и пожинают сейчас плоды своей дальновидной политики: Samsung, LG и ViewSonic совместно контролируют около 70% российского рынка.

Обе корейские корпорации, Samsung и LG, пришли на наш рынок еще в 1995 году и вложили в рекламные кампании и партнеров просто бешеные деньги. Впрочем, не последнюю роль в продвижении сыграла поддержка, оказанная им со стороны правительства Кореи, закупающего сырье в России и заботящегося о положительном торговом балансе.

Тайваньская ViewSonic стоит особняком в тройке лидеров - во-первых, потому, что в отличие от перечисленных выше компаний она не является крупным игроком на мировом рынке, а во-вторых, потому, что менталитет тайваньских компаний обычно исключает мощную поддержку своих брэндов на рынке, что, правда, компенсируется низкой отпускной ценой. Однако в России при помощи очень грамотных местных партнеров компания смогла отвоевать себе такую рыночную долю, которая в любой другой стране мира ей и не снилась. Сделав ставку на российский рынок, ViewSonic воевала не только за долю рынка, но и за мировой престиж: ведь о России можно говорить не только как о двух процентах мирового рынка, но и как об одной восьмой части суши.

Кстати, партнер LG по ЖК-мониторам, Philips, всерьез собирается сделать тройку лидеров четверкой. Директор российского представительства компании Дмитрий Страшнов серьезно рискнул своей репутацией, пообещав в течение трех лет завоевать не менее 15% рынка по всем традиционным для Philips категориям включая мониторы. "Россия - единственный рынок, где можно реально увеличить свою долю", - говорит он.