Слоеный американский пирог

Спецвыпуск
Москва, 22.10.2001
«Эксперт» №39 (299)

Федеральная национальная ассоциация по ипотечному кредитованию США, с забавной в русской транскрипции аббревиатурой - Фанни Мэй, обеспечивает доступ к ипотеке практически каждому американскому гражданину. Ее сила - в уникально скрупулезной работе с информацией.

В начале 30-х годов XX века американские политики и государственные деятели, банкиры и строители, так же как их российские коллеги сегодня, были озабочены поиском источника рефинансирования ипотечных кредитов. Требовалось, чтобы приток денег в ипотеку был равномерным и не зависел от циклических колебаний экономики.

Американцы эту проблему решили, хотя и не сразу. Созданию эффективной двухуровневой модели ипотечного рынка, позволившей разъединить процесс предоставления ипотечных кредитов (первичный ипотечный рынок) и процесс привлечения средств в ипотечную сферу (вторичный ипотечный рынок), предшествовали годы провалов и ошибок.

Что было

Экономические условия Америки 30-х годов не позволяли многим банкам, даже имеющим достаточную ликвидность, выдавать кредиты на длительный срок при умеренном первоначальном взносе. Поэтому был необходим рынок, на котором первичные кредиторы могли бы продать выданные ими кредиты, повысив свою ликвидность.

Для решения ипотечной проблемы в 1934 году государство учредило Федеральную жилищную администрацию (ФЖА) - первую компанию, страховавшую кредитные риски по ипотечным жилищным кредитам. Кредитный риск переносился с кредитора на специализированную страховую компанию. Вслед за этим планировалось создать сеть частных ассоциаций по ипотечному кредитованию, которые покупали бы, накапливали и продавали застрахованные ФЖА ипотечные кредиты, выданные частными кредиторами.

Однако механизм рефинансирования, который должен был увеличить масштабы кредитования и понизить процентные ставки по кредитам, не заработал. Ни одной частной ассоциации ипотечного кредитования так и не появилось. Коммерсанты считали это дело рискованным и требующим значительных финансовых затрат.

После этого была создана Компания по ипотечному кредитованию, которая должна была выдавать и финансировать ипотечные кредиты под залог жилых многоквартирных домов, отелей, административных зданий. Но вскоре стало очевидно, что одной компании недостаточно для удовлетворения потребностей строительной индустрии в кредитах на строительство жилья. Нужен был более масштабный механизм.

Тут к процессу подключился президент США Теодор Рузвельт - он потребовал создать Национальную ассоциацию по ипотечному кредитованию. Новая организация должна была обеспечить поддержку ипотечного рынка путем приобретения у кредитных организаций застрахованных ФЖА ипотечных кредитов, выданных под залог жилья. Так появилась Федеральная национальная ассоциация по ипотечному кредитованию (FNMA - Фанни Мэй). Ее первоначальный капитал был сформирован государством в размере 10 млн долларов (сегодня эта сумма эквивалентна 150 млн). Дополнительные средства в размере 1 млн были внесены государственной корпорацией, созданной для проведения реф

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (299) 22 октября 2001
    Объединение "деловая россия"
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама