Дуэт для солистов

22 октября 2001, 00:00

Роман Козак выпустил свою первую премьеру в должности худрука Театра им. Пушкина - "Академию смеха" по пьесе современного японского драматурга Коки Митани. Ход беспроигрышный. Козак начал не с большой сцены, где было бы непросто собрать зал, а со сцены филиала. Две "звезды" - Андрей Панин и Николай Фоменко - в зале на сто мест и многообещающий сюжет. В аншлагах можно не сомневаться.

Крошечная сцена отгорожена от зала легкими японскими домами, сплетенными из тонких веток. Мягкий ковер, по которому актеры ходят, как и положено японцам, босиком. 1940 год. Драматург театра "Академия смеха" приходит к цензору, чтобы получить разрешение на постановку своей комедии. Цензора пьеса не устраивает. Драматург готов на любые исправления, лишь бы премьера состоялась. Но все же переделка пьесы превращается в захватывающий поединок, в котором угадывается начало прекрасной дружбы.

Николай Фоменко - комический актер от бога. Он именно тот клоун, в котором с легкостью угадывается второе и десятое дно, который одинаково талантлив в образе клоуна трагического и комического. Актер, знающий о смехе почти все, особенно интересен в роли человека, напрочь лишенного чувства юмора. Даже в танце он сохраняет начальственную неподвижность.

В процессе мучительной переделки пьеса становится все более совершенной. Финальный вариант текста, из которого цензор потребовал выбросить все, способное вызвать смех, оказывается лучшим из всего написанного. Непривычные к улыбке мышцы лица цензора осваивают новое выражение. Меняется и панинский дрожащий драматург - завтра ему уходить на фронт. В финале спектакля забыто все: и угроза гибели драматурга, и служебные инструкции цензора. Усевшись с ногами на стол, бывшие противники придумывают новые ходы для комедии, которая, может быть, никогда не будет поставлена. Но время остановилось: смех не знает ни страха, ни тлена. "Академия смеха" - спектакль о природе творчества. Именно оно делает уязвимым монументального цензора и распрямляет согбенную спину драматурга. Унижения и неудачи не имеют никакого значения - важен только конечный результат.

У Романа Козака есть реальный шанс победить легендарное проклятие Алисы Коонен. Его "Академия смеха" открыла хорошо забытый старый театральный маршрут.