Фундаментальный фарфор

22 октября 2001, 00:00

В Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка известнейшего нашего художника Гриши Брускина. Проект "Всюду жизнь" - это расписанные им тарелки и фарфоровые статуэтки. Брускин занимается этим проектом последние три года, но восходит он к знаменитым работам 80-х - к полотнам "Фундаментальный лексикон" и "Азбука", к проекту "Рождение нового героя".

В начале 80-х Брускин, подобно Илье Кабакову, занялся исследованиями коммунальной советской мифологии. Это было тогда, когда, по его собственному признанию, "казалось, что коммунизм в России непоколебим, армия неимоверно сильна, КГБ повсюду и что советская власть, как власть египетских фараонов, продлится несколько тысяч лет". С позиции ученого-этнографа, решившего оставить для науки энциклопедию типажей открытого им африканского племени, Гриша Брускин стал составлять свою энциклопедию - пограничник с собакой, старушка с авоськой, пионер с горном и прочие полузабытые сегодня персонажи советской жизни. Так возникли "Азбука" и бестселлер "Фундаментальный лексикон". Советская власть некоторое время терпела художника Брускина, пока тот был лишь участником групповых выставок. К первым же его персональным выставкам она отнеслась бдительно - закрыла: в 1983-м в Вильнюсе, в 1984-м в Москве. Коллеги собирались исключить его из Союза художников, да так и не собрались. А не прошло и пяти лет, как он стал одним из самых знаменитых представителей нашего "другого искусства". Начало этому положил не знаменитый Сотбис 1988 года, когда наш андерграунд был скуплен на корню за бешеные деньги (в том числе и шесть картин Брускина), а знаменитый режиссер Милош Форман. Его, приезжавшего в Москву в 1987-м, занесло в выставочный зал "Каширка", откуда он увез с собой первую часть живописного "Фундаментального лексикона".

В 1999 году власти объединенной Германии пригласили Брускина, прочно обосновавшегося к тому времени в Нью-Йорке, украшать обновленный Рейхстаг. В том же году художник приехал на Дулевский (бывший Кузнецовский) фарфоровый завод, чтобы запечатлеть на фарфоре и в фарфоре собранные им энциклопедические данные. Так и возникли сервизы "Азбучные истины", "Фундаментальный лексикон", "Букварь" (детский вариант истин, сказанных словами Льва Рубинштейна) и семейство статуэток пограничников и пионеров.

Увековечив в фарфоре представителей советского племени, Гриша Брускин сделал одновременно две вещи. Формально - вернул "азбучные истины" совпропаганды на свои места. Это поймет каждый, кто помнит фарфоровые сталинские вазы с экспедицией Папанина, с Чкаловым и Гризодубовой и сталинских фарфоровых красноармейцев и партизан. С другой стороны, переведя их в пространство чистого искусства, он констатировал окончательную смерть изучаемого им племени.