Подарок государству

22 октября 2001, 00:00

На прошлой неделе завершилось формирование научно-производственного центра "Технокомплекс" - управляющей компании консорциума, который объединяет девять разработчиков и производителей авионики, контролирующих 40% этого рынка.

В состав совета директоров "Технокомплекса" вошли руководители всех девяти предприятий. Вместе они осуществляют полный цикл - от разработки до производства почти всего бортового радиоэлектронного оборудования боевых самолетов и вертолетов. "Технокомплекс" уже получил производственную лицензию от "Рособоронэкспорта", которая позволит управляющей компании выполнять заказы и более эффективно распределять их между членами консорциума.

По словам главы "Технокомплекса" Гиви Джанджгавы, издержки сократятся, а загрузка производственных мощностей и, соответственно, прибыль, вырастет. Портфель заказов "Технокомплекса" оценивается в 1 млрд долларов, и, по мнению г-на Джанджгавы, он увеличится в полтора раза.

Создание "Технокомплекса" - лишь первый шаг к более глубокой интеграции. Как считает его руководитель, эта структура в ближайшее время будет преобразована в ОАО "Концерн 'Авионика'", а контрольный пакет акций будет передан государству (соответствующий указ президента ожидается до конца этого года). Пока государство не владеет контрольным пакетом акций ни в одном из предприятий, входящих в "Технокомплекс", что абсолютно не устраивает его участников. Один из членов совета директоров "Технокомплекса" заявил "Эксперту": "Всем нам важно, чтобы наши предприятия не купил кто-нибудь со стороны. Кроме того, государство при распределении заказов будет отдавать предпочтение тем структурам, которые контролирует". Портфель же будущих госзаказов выглядит довольно внушительным. Только АВПК "Сухой" подписал контрактов на 17 млрд долларов. Учитывая, что на авионику приходится от 20 до 25% стоимости самолета, можно утверждать, что концерн "Авионика" претендует как минимум на 3,5 млрд долларов. Прибыль, полученную от выполнения госзаказов, "Авионика" будет вкладывать в разработку бортового оборудования для истребителя пятого и шестого поколений. По словам Гиви Джанджгавы, если доходы будут значительными, его компания останется в числе ведущих мировых фирм, а если нет - будет "плестись где-то в середине списка". С концерном "Авионика" уже выразил желание объединиться его конкурент - корпорация "Аэрокосмическое оборудование", контролирующая остальные 60% рынка. Но, как заявил "Эксперту" член совета директоров "Технокомплекса" Алексей Андреев, "эта компания почти не ведет научные исследования, а посредники нам не нужны".