Как поделить страну

Политика
Москва, 29.10.2001
«Эксперт» №40 (300)
Можно ли достичь равенства субъектов федерации

На прошлой неделе замглавы кремлевской администрации Дмитрий Козак объявил о том, что первый этап реформирования федеративного устройства РФ завершен и можно переходить к следующему. За истекший период местное законодательство было приведено в соответствие с федеральным, и действие Конституции России было восстановлено повсеместно. Далее предметом пристального внимания центра станет раздел полномочий между Москвой и регионами.

Своеобразие внутреннего устройства РФ раздражает политиков все сильнее. Не так давно алтайский губернатор Александр Суриков прямо на заседании Совета Федерации (факт отражен в стенограмме) назвал поведение национальных республик в отношении центра рэкетом. А министр экономики Герман Греф в публичном выступлении оговорился абсолютно по Фрейду, назвав Ханты-Мансийский АО не автономным округом, а акционерным обществом.

Происходившее на российских просторах последние десять лет прекрасно иллюстрирует нижеследующая история. Среди 89 субъектов Российской Федерации есть республика Тува, в начале 90-х, как и другие, провозгласившая свой суверенитет. Дальше было следующее. На территории Тувы располагалось несколько крупных предприятий, в том числе и "Тувакобальт" - смежник "Норильского никеля". Когда начался процесс акционирования, директор "Норникеля" предложил оставить "Тувакобальт" в составе комбината, но тувинский президент (к тому моменту в республике с трехсоттысячным населением уже был и свой президент) отказался: это наше предприятие, мы займемся им сами. Сегодня предприятия "Тувакобальт" в природе больше не существует

Та же судьба постигла и завод "Туваасбест" - он также был принесен с жертву самостийности. Этот список можно продолжить. При этом сегодня в республике лютует безработица, от которой население спасается заготовкой наркотического сырья, в изобилии произрастающего на альпийских лугах высокогорной Тувы. Москва в этой ситуации мало что могла предпринять даже при том, что она дотирует Туву более чем на 90%: в конституции республики было записано право на выход из РФ и верховенство местных законов над федеральными. Ясно, что федерация, где подобных территорий множество, а примеров экономически вменяемого поведения гораздо меньше, может только прозябать, но никак не благоденствовать.

История с Тувой примечательна тем, что в ней представлен весь букет противоречий нашей федерации. Но решительно настроенные политики в первую очередь указывают на следующее: субъект, не способный сверстать свой бюджет самостоятельно, вряд ли может претендовать не только на безбрежный суверенитет a la Тува, но и вообще на право самоуправляться. Некоторые идут еще дальше, ставя под сомнение право избираться всенародно для глав администраций дотационных регионов: их предлагается назначать из центра, который платит и, следовательно, может заказывать и музыку.

От этих рассуждений естественным представляется переход к давно обсуждаемому вопросу об укрупнении субъектов федерации, который, в свою очередь, плавно перетекает в сюжеты об отношениях

Новости партнеров

«Эксперт»
№40 (300) 29 октября 2001
Дело мпс
Содержание:
Дорога в никуда

Насильственное упразднение министра путей сообщения Николая Аксененко даст высшей власти доступ к огромным финансовым ресурсам, но не решит наболевших проблем на железных дорогах

Русский бизнес
Международный бизнес
Наука и технологии
На улице Правды
Реклама