Алюминиевое безумие

Повестка дня
Москва, 29.10.2001
«Эксперт» №40 (300)
По прогнозам аналитиков компании Alcan, мировой спрос на рынке алюминия сократится на 4,7%. Это наиболее серьезный провал спроса за последние двадцать лет.

Если верить прогнозам Alcan, второй по величине алюминиевой компании мира, отрасль находится в преддверии масштабной рецессии. Уже сейчас цены на Лондонской бирже металлов опустились до отметки 1300 долларов за тонну алюминия (себестоимость тонны алюминия в России специалистами оценивается в 800-1000 долларов).

В этих условиях российские производители алюминия предпринимают попытки снизить себестоимость металла и диверсифицировать свой бизнес. Собственники "Русала" развернули бешеную активность в деле приобретения непрофильных производств. В группе Махмудова-Черного-Абрамовича-Дерипаски появились машиностроительные, целлюлозно-бумажные, лесные, химические активы и даже страховые компании.

Что же касается себестоимости алюминия, то основные издержки при его производстве распределяются следующим образом: электроэнергия - 20-40%, оплата труда - 7-10%, транспортные затраты - 15-20%, сырье - 15-30%. Снизить тарифы на электроэнергию вряд ли удастся - производители алюминия давно ведут с РАО "ЕЭС России" непримиримую борьбу. Маловероятно и снижение тарифов по перевозкам (оказывавший покровительство алюминщикам министр путей сообщения Николай Аксененко того и гляди будет уволен). Поэтому "Русский алюминий" заявил о масштабных сокращениях штатов, а также об уменьшении зарплат сотрудникам. Например, зарплата рабочих Красноярского алюминиевого завода, одного из основных производственных подразделений компании, сокращена на 23%. Эти меры должны ежемесячно экономить "Русалу" около 65 млн долларов. Предполагается, что повышение зарплат произойдет только тогда, когда начнут расти мировые цены на алюминий. Но это, по мнению аналитиков, случится не раньше II квартала 2002 года.

Алюминиевые бароны до сих пор ни разу не обмолвились о возможности снижения издержек холдинга за счет покупки украинского глинозема у самого себя. Именно здесь могут быть неиспользованные резервы, ведь значительная часть этого экспорта до сих пор идет по толлинговым схемам.

Новости партнеров

«Эксперт»
№40 (300) 29 октября 2001
Дело мпс
Содержание:
Дорога в никуда

Насильственное упразднение министра путей сообщения Николая Аксененко даст высшей власти доступ к огромным финансовым ресурсам, но не решит наболевших проблем на железных дорогах

Русский бизнес
Международный бизнес
Наука и технологии
На улице Правды
Реклама