Жизнь без вагонов

Тема недели
Москва, 29.10.2001
«Эксперт» №40 (300)
МПС не в состоянии обеспечивать вагонами всех желающих. Тем, у кого нет денег на собственный вагонный парк, придется мириться с потерей независимости

За последние месяцы дефицит вагонного парка стал поистине катастрофическим. В разных уголках России десятки, если не сотни, крупных перевозчиков конфликтуют с МПС из-за нехватки вагонов (см. таблицу 1). Министерство же, похоже, самостоятельно решить проблему не в состоянии и сваливает все на самих перевозчиков - дескать, не успевают вовремя разгружать, вот вагонов и не хватает. Дело, конечно, в другом: МПС не в силах справиться с ростом внутреннего спроса на грузовые перевозки. Подъем экономики застал железнодорожников врасплох. Это явный признак, что необходима реформа всего железнодорожного хозяйства.

Осеннее обострение

Каждую осень Министерство путей сообщения недопоставляет вагоны. В этом году те, кто перевозит свои грузы по железной дороге, поняли, что ситуация стала аховой. Массовые перевозки угля - это основной продукт, который перевозится по железной дороге, - начинаются ближе к осени. Летом уголь не грузят: РАО "ЕЭС России" не платит так рано. Поэтому осенью случается аврал. Понятно, что частично повинны в этом главные потребители - энергетики и ЖКХ, поскольку они слабо регулируют свои топливные запасы. Да и МПС летом переходит на особый режим. Предполагается, что в это время должен проводиться ремонт состава и путей. Это не позволяет интенсивно эксплуатировать магистрали. А нынешней осенью появились совершенно экзотические причины усложнения графика железнодорожных перевозок: ураганы на Дальнем Востоке и в Сибири и отмена движения на время перемещения Ким Чен Ира по территории Сибири. Отмененные составы не были своевременно возвращены на линии. Усложнило ситуацию и то, что с весны нынешнего года в Сибири и на Дальнем Востоке была изменена схема движения поездов. В результате в железнодорожных пробках стало простаивать около двух тысяч вагонов.

Рабочую, в общем-то, проблему МПС так и не сумело решить в максимально сжатые сроки. Для перевозчиков это вылилось в огромные финансовые потери. Однако не только нерасторопность МПС тому виной. Неурядицы большинство экспертов увязывает главным образом с недостаточным количеством самих вагонов в парке МПС.

Вагонная недостача

Четыре года назад Россия располагала парком в 400 тыс. вагонов. Тогда изношенный парк составлял около 60%. Два года назад вагонов было 202 тыс. А требовалось 230 тыс. Потом значительная часть вагонов была переведена на баланс операторов-перевозчиков. На сегодня вагонный парк МПС, по данным самого министерства, насчитывает 42 тыс. вагонов, из них изношенных - те же самые 60%. Специалисты компании "Русагро", занимающейся перевозками в период сбора сахарной свеклы, утверждают, что если в 2000 году компания выбраковывала один вагон из пяти, то сейчас непригодными признаются три-четыре вагона.

Ежегодно единиц вагонного парка выбывает на 12% больше, чем могут производить все российские вагоностроительные заводы. Между тем объемы перевозок увеличиваются, растет соответственно и потребность в вагонах.

Деньги у МПС есть - оно донор бюджета. По итогам этого года железнодорожники планиру

Новости партнеров

«Эксперт»
№40 (300) 29 октября 2001
Дело мпс
Содержание:
Дорога в никуда

Насильственное упразднение министра путей сообщения Николая Аксененко даст высшей власти доступ к огромным финансовым ресурсам, но не решит наболевших проблем на железных дорогах

Русский бизнес
Международный бизнес
Наука и технологии
На улице Правды
Реклама