Назад в будущее

5 ноября 2001, 00:00

Признаюсь сразу: своей публикацией "Священная война" ("Эксперт" N40), посвященной кризису западной модели рационального переустройства мира и возможности возвращения Запада к христианским идеям, я хотел спровоцировать читателя на более общие размышления. И действительно, развернувшаяся на экспертовском форуме дискуссия сводится, в принципе, к одному единственному вопросу - нужен ли Бог (вера) современной цивилизации. Или же человек способен развиваться автономно, полагаясь только на данное, осязаемое и ставя перед собой лишь те цели, которых он может достичь в рамках материального мира (то есть технологический прогресс и неуклонный рост благосостояния).

Аргументы критиков заметки таковы. Во-первых, никакого кризиса "западной модели" не наблюдается. "Все эти рассуждения, - пишет Виталий Вигасин, - напоминают уровень рассуждений о несостоятельности рыночной модели после провала гайдаровских реформ". Теракты 11 сентября произвели столь сильное впечатление на человечество лишь благодаря своей внезапности и масштабам. Во-вторых, некоторые участники дискуссии выражают сомнение в том, что христианство имело сильное позитивное влияние на процесс формирования сегодняшних европейских наций и, таким образом, может быть вновь востребовано. "Христианство - это злой рок над европейской цивилизацией", - сообщает большой поклонник язычества Кельт. И, конечно, самый последний аргумент: "Бога нет. Нельзя строить развитие на очевидно ложных предпосылках".

Та легкость, с которой иные наши читатели отказываются от таких понятий, как "христианство", "Бог" и проч. наводит на мысль, что они не совсем адекватно представляют себе ту роль, которую до сих пор христианское понимание мира играет в их жизни. Ведь европейская цивилизация сумела, без преувеличения, завоевать все пять континентов (во всех смыслах) благодаря ключевому постулату христианского мировоззрения - свободе каждой человеческой личности. Свобода сделать выбор, свобода изменить мир. Технологический прогресс и связанное с ним изменение качества жизни были напрямую связаны со способностью христианства раскрыть заложенный в человеке потенциал. В этом смысле современное западное общество по алгоритму своего развития остается, как ни странно, христианским. И в этом во многом залог того, что на Западе есть реальная возможность "христианского Ренессанса".

Однако рациональная модель переустройства мира направляет эту энергию только в одно русло. Нужно повысить качество жизни, сделать ее более комфортной за счет все новых и новых материальных возможностей. Путь этот неизбежно натолкнется на ограничения (и уже наталкивается), хотя бы по той простой причине, что ограничены сами материальные ресурсы. Кроме того, он провоцирует многочисленные и чем дальше, тем более интенсивные конфликты - как внутри общества, так и на межгосударственном, а сегодня и межцивилизационном уровне. При том что цель развития - повышение всеобщего благосостояния - сама по себе крайне невнятна, реальной целью становится постоянная борьба за ресурсы - природные и человеческие.

В чем был бы смысл возвращения Запада к базовым христианским ценностям? Помимо свободы они предполагают еще и ответственность за сделанный шаг. Ответственность не перед неким "мировым сообществом", которое, исходя опять-таки из рациональных соображений, готово оправдать бомбардировки Афганистана (даже, возможно, с использованием оружия массового уничтожения), а перед, извините, Богом. Мораль легко изменить, тогда как от веры можно только отказаться. Именно такая жесткая ответственность, на мой взгляд, необходима сегодня человечеству для того, чтобы выйти на путь стабильного развития без глобальных угроз. Другого, вероятно, просто не дано.

Петр Власов