Недолгий период относительного спокойствия вокруг "Газпрома, судя по всему, закончился. Не прошло и полугода после назначения Алексея Миллера главой российской газовой монополии, как появились первые слухи о его отставке. Правительство и сам "Газпром" подобную информацию опровергают, но источники в компании сообщили "Эксперту", что Миллер якобы уже дважды обращался к президенту Владимиру Путину с такой просьбой. Причина - неспособность главы "Газпрома" адекватно решить наиболее насущные проблемы компании.
В открытой печати информация о проблемах Миллера появилась после собрания совета директоров 25 октября. На собрании, как писали СМИ, представители государства обвинили Миллера и его первого зама Петра Родионова в том, что они слишком вяло занимаются возвратом активов, розданных прежним руководством различным "дружественным компаниям". Речь шла в первую очередь о компании "Пургаз" (запасы газа около 400 млрд кубометров - 40 млрд долларов в сегодняшних ценах), которую "Газпром" в 1999 году примерно за 1000 долларов передал "Итере" - правда, с условием, что ее можно будет выкупить за те же деньги до окончания 2001 года. Миллер долго откладывал решение по данному вопросу, а в итоге рекомендовал "Пургаз" не выкупать. Эта позиция удивила негазпромовских директоров. Действительно, Миллер пришел в "Газпром" как реформатор, готовый бороться с непрозрачностью и неэффективностью, столь свойственными прежнему руководству. Возврат "Пургаза" был бы верным признаком того, что в "Газпроме" начались преобразования. Нет у Миллера и внятной позиции по поводу сохранения контроля "Газпрома" над "Сибуром".
Похоже, новый глава компании оказался между двух огней. С одной стороны, из-за отсутствия опыта и искушенных в газовом бизнесе соратников он вынужден во многом полагаться на "вяхиревских зубров". С другой стороны, государство и инвесторы ждут от него показательных шагов по реформированию газовой монополии. Лавировать между этими интересами Миллер просто не смог. "Газпром" оказался в цейтноте, вывести компанию из которого сможет, вероятно, только новый руководитель.