В конце октября украинский парламент принял Земельный кодекс. Этот документ устанавливает право частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения. Правда, на куплю-продажу земли до 2005 года вводится запрет. Разработчики закона связывают это с необходимостью юридически закрепить за нынешними владельцами земельных сертификатов право собственности на конкретные участки земли, утвердить законы, регулирующие рынок земли, в частности реформировать нынешнюю систему оценки земли. В период с 2005-го по 2010 год одному человеку можно будет продавать не более 100 га земель сельскохозяйственного назначения.
Кодекс запрещает иностранным гражданам, юрлицам и государствам владеть землями сельскохозяйственного назначения. Не ясно, правда, распространяется ли этот запрет на украинские компании - представительства международных агротрейдеров, такие как "Каргилл-Украина", которая уже давно активно инвестирует в украинский сельхозбизнес.
Впрочем, несмотря на множество ограничений, попавших в кодекс благодаря усилиям левых фракций парламента, в целом можно сказать, что этот документ помогает завершить процесс легализации класса крупных украинских землевладельцев, появившихся в ходе земельной реформы 1999-2000 годов. "Эксперт" уже писал, что в конце 1999 года на Украине прошло добровольно-принудительное расформирование коллективных сельхозпредприятий (КСП). Все крестьяне получили специальные земельные сертификаты (паи), которые давали им право на владение участком земли определенной площади, и вышли с ними из колхозов. На месте КСП возникли новые хозяйственные формы под различными названиями. Значительная их часть быстро попала под контроль новых хозяев, которые выступали соучредителями новосозданных предприятий. Они брали паи в аренду и переоформляли на себя имущество бывших КСП, формируя прообразы крупных капиталистических агрофирм.
Сейчас, по некоторым оценкам, новые инвесторы контролируют производство сельхозпродукции на трети всей пахотной земли страны. Среди них встречаются как крупные агротрейдеры ("Каргилл-Украина", "Виадук", "Экопрод"), так и компании, основной бизнес которых ранее развивался в промышленном секторе ("Шелтон", концерн "Энерго", Индустриальный союз Донбасса, крупные металлургические предприятия). На Украине инвестиции в село сейчас считаются супервыгодными. Государство даровало аграриям огромные налоговые льготы, а часть процентных ставок по банковским кредитам сельхозпредприятиям компенсируется из бюджета.
Окончательная институализация новых хозяев украинского села тормозилась лишь отсутствием возможности покупать и продавать землю. Они оказывались в определенной зависимости от владельцев паев, которые могли в любой момент разорвать договоры аренды и уйти к другому "инвестору". Поэтому для новых хозяев вопрос о частной собственности на землю был принципиальным.
Киев