Арабы спасают западный авиапром

12 ноября 2001, 00:00

Крупнейший в Азии аэрокосмический салон Dubai Air Show`2001, завершившийся в прошлый четверг в Объединенных Арабских Эмиратах, переломил кризисную тенденцию в мировой авиапромышленности.

К удивлению мировой авиакосмической элиты авиакомпания Emirates в первый же день выставки подписала масштабные контракты с корпорациями Boeing и Airbus на покупку 58 самолетов на общую сумму более 15 млрд долларов. Причем заказ сделан на самые дорогие модели лайнеров - Boeing-777, Airbus-A-330/340 и трехпалубный супергигант на 555-700 пассажиров A-380. По словам руководителя Emirates, брата нынешнего правителя ОАЭ шейха Ахмеда бин-Саида аль-Мактума, время для заказов выбрано не случайно. "Несмотря на нынешний спад, мы оптимистично оцениваем долгосрочные перспективы авиаиндустрии в мире, и уж тем более в Азиатском регионе", - заявил глава Emirates. По его мнению, Дубаи в скором времени станет одним из крупнейших центров авиаперевозок в Азии, поэтому надо руководствоваться не сиюминутными интересами, а стратегическими. Его Высочество прав. Авиабизнес в Азии в наименьшей степени пострадал после терактов. Если в остальном мире пассажиропоток в октябре сократился на 22-25%, то здесь он всего лишь перестал расти. Но это явление кратковременное. По мнению большинства экспертов, рост перевозок в Азии возобновится уже с конца 2002 года и вслед за Emirates заказы на новые самолеты будут делать и другие арабские авиакомпании. Согласно новым данным, обнародованным на салоне, до 2018 года ближневосточные авиаперевозчики купят 620 новых самолетов на 50 млрд долларов. В результате спад в мировой авиаиндустрии будет меньше ожидаемого. Вместо четверти миллиона человек работу потеряют всего 150-170 тысяч, а находившиеся на грани краха программы Boeing и Airbus по созданию лайнеров Sonic Cruiser и A-380 все-таки будут реализованы.

Воспользоваться ситуацией теоретически могут и российские авиастроители, пытавшиеся продать на выставке Ту-204. Сейчас четыре таких лайнера эксплуатирует египетская Cairo Air, которая выразила намерение приобрести еще 26 подобных самолетов. Помимо египтян партию Ту-204 хотят купить китайцы и ливийцы. Однако наш лайнер до сих пор не получил единого европейского сертификата. Денег на это у производителя Ту-204, ульяновского "Авиастара", нет. Да и сам завод после ухода оттуда стратегического инвестора, холдинга "Новое содружество", по выражению одного из членов совета директоров, "спасти уже не удастся".