Прибыльные ниши

Андрей Виньков
12 ноября 2001, 00:00

На чем именно крупный капитал собирается зарабатывать в машиностроении

Автомобилестроение

По объему реализации продукции эта подотрасль дает около 30% всей выручки машиностроительного комплекса. Самый лакомый кусок машиностроения. Лучшие предприятия отрасли уже приватизированы крупным капиталом. Единственный крупный завод, на котором возможна смена собственников, - АвтоВАЗ.

Автомобилестроение чрезвычайно капиталоемко и для развития до уровня западных стандартов требует больших финансовых инъекций (миллиарды долларов в каждый завод). В ближайшей перспективе новые собственники наверняка будут реализовывать примитивную бизнес-идею: протекционизм государства плюс рост внутреннего потребительского спроса плюс ограниченные инвестиции (до сотни миллионов долларов).

Согласно программам и стратегиям, разработанным Минпромнауки, для автомобильной промышленности предусматривается господдержка и защита рынков от иностранных конкурентов, в результате чего ожидается увеличение доли продукции отечественного производства.

На сегодня рынок оценивается в 5-10 млрд долларов в год. Основные предприятия подотрасли - АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, АЗЛК, УралАЗ и др. Предприятия автомобилестроения зависят от поставок двигателей, некоторых агрегатов и качественного листового проката.

Тяжелое и энергетическое машиностроение, в том числе металлургическое машиностроение

Это очень капиталоемкая подотрасль машиностроения. Рост в отрасли возможен в случае увеличения инвестиционной активности предприятий и государства.

В атомном машиностроении рост спроса связан с покупательной способностью государства (срок эксплуатации энергоблоков первого поколения подходит к концу) и стран третьего мира (куда поставлялось советское энергооборудование, при ремонте и замене которого приоритет наверняка будет отдаваться российским производителям).

В металлургическом машиностроении спрос на продукцию будут формировать крупные металлургические холдинги, активно развивающие свой бизнес. О крупных инвестиционных программах модернизации старого оборудования уже заявили несколько холдингов ("Евразхолдинг", "Северсталь", "Норильский никель", "Металлоинвест" и др.).

Еще лучше ситуация обстоит на рынке горно-добывающего оборудования. Здесь у российских машиностроителей есть дополнительное преимущество в виде соотношения цена-качество, поскольку российское оборудование конкурентоспособно даже на мировом рынке.

Возможен прорыв и на рынке тяжелого оборудования для нефтяной отрасли. Потеснить мировых производителей буровых платформ российские машиностроители вполне способны при достаточном уровне кооперации и концентрации капитала.

В целом рынок тяжелого машиностроения оценивается в 3-5 млрд долларов. Возможно, эти цифры могут быть скорректированы в сторону увеличения, если сохранится набранный темп инвестиционного строительства крупнейших российских холдингов.

Крупнейшие предприятия - "Уралмаш", "Красное Сормово", Ижорские заводы (все входят в ОМЗ), "Южуралмаш", "Уралхиммаш", "Атоммаш", "Белгородэнергомаш" и др. Предприятия этой подотрасли сверхуниверсальны. На некоторых заводах-гигантах есть даже свои металлургические цеха, но при этом высока зависимость от поставок металла и энергии. Частично эти "универсалы" зависят и от поставок электрооборудования, гидравлики, средств автоматизации, подшипников.

Очевидный лидер отрасли - ОМЗ. Собственников иных предприятий вряд ли можно считать окончательно установленными. Возможна новая волна передела собственности.

Авиакосмическое машиностроение

Технологически самая сложная и наукоемкая отрасль. Развита разветвленная внутренняя кооперация предприятий.

Из-за высокой конкурентоспособности продукции российских предприятий у военного авиастроения есть перспективы роста. Этот рынок, по самым скромным подсчетам, оценивается в 2 млрд долларов в год. В гражданском авиастроении ситуация гораздо хуже - оно сейчас на спаде. Для нынешнего объема перевозок достаточно уже имеющихся машин. Рынок гражданского авиастроения оценивается в 150-200 млн долларов. Еще порядка 300-350 млн долларов - это рынок вертолетов.

Развитие этого сектора экономики требует самых больших капиталовложений, измеряемых десятками миллиардов долларов, которые без кооперации с государством неподъемны даже для самого крупного бизнеса. Однако государство остается главным игроком на рынке вовсе не по этой причине. Дело в том, что никаких вразумительных причин ограничения приватизационных процессов в отрасли не существует: все политические проблемы экспорта авиавооружений можно решать либо путем лицензирования экспортных сделок, либо на уровне госмонополии на внешнюю торговлю. Поэтому ограничение темпов приватизации в авиакосмической отрасли объясняется действиями сильнейшего военного лобби, не заинтересованного в разгосударствлении (в противном случае не хватит денег на выкуп авиазаводов в конкурентной борьбе с уже сформировавшимся крупным капиталом). В ближайшие годы возможно крайнее обострение борьбы за приватизацию отрасли. Возможные направления экспансии частного капитала - скупка заводов по производству авиадвигателей или приватизация проектных и научных институтов и КБ (пока закрепленных в госсобственности).

Крупнейшие предприятия отрасли - ИАПО, НПО "Энергия", КнААПО, КАПО, СКБ "Прогресс".

Авиакосмическое двигателестроение

Технологически увязано с авиакосмическим машиностроением. Предприятия этой подотрасли ориентированы и на такой платежеспособный сектор, как газовая отрасль. Производства авиадвигателей и газоперекачивающих установок технологически близки. Рынок авиадвигателей и газоперекачивающего оборудования на их основе можно оценить в 400-600 млн долларов.

Крупнейшие предприятия подотрасли - "Рыбинские моторы", "Пермские моторы", Уфимское моторостроительное ПО. Ключевые поставщики - предприятия по производству сплавов цветных металлов.

Судостроение

Военное судостроение очень сильно зависит от господдержки и госзаказа. Вероятно, именно поэтому "питерское" судостроение сейчас на плаву. Емкость этого сегмента рынка - 1-2 млрд долларов в год. Поэтому здесь возможно усиление приватизационных процессов.

В гражданском судостроении спрос невелик, тем не менее, крупные заказы со стороны зарубежных фирм на рыболовную технику поступают. Емкость рынка меньше - порядка 200-500 млн долларов.

Крупнейшие заводы военного и гражданского судостроения - "Севмашпредприятие", "Северная верфь", Балтийские заводы, Амурский судостроительный завод, завод "Янтарь".

Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение

До последнего времени эта подотрасль состояла из полных банкротов или полумертвых предприятий. Все изменилось после 1998 года, когда были выделены средства из лизингового фонда и приняты меры по господдержке лизинга сельхозтехники. Но наиболее разительные перемены произошли после того, как на агропромышленный комплекс обратили внимание крупные финансовые структуры. Теперь внешний и внутренний рынки одной только сельхозуборочной техники оцениваются в 600-700 млн долларов в год. Еще примерно 1 млрд долларов - внутренний и внешний рынки тракторной техники (в том числе промышленных тракторов). В настоящее время в целом по России обеспеченность исправными зерноуборочными комбайнами составляет лишь 38% от потребности, тракторами - 40%. Потенциальный спрос очень высок.

Крупнейшие предприятия подотрасли - "Ростсельмаш", Красноярский завод комбайнов, Владимирский тракторный завод, Волгоградский тракторный завод, "Промтрактор" (Чебоксары) и Челябинский тракторный завод - сменили собственников именно в последние два года.

Локомотивостроение и вагоностроение

Имеет огромный потенциал роста: по состоянию на 2001 год износ парка вагонов и подвижного состава составляет около 60-70%. Между тем спрос на подвижной состав огромен - при текущей нехватке вагонов через пять лет грузовладельцы смогут вывезти и реализовать менее трети произведенной ими продукции.

Емкость рынка локомотивостроения оценивается в 300-500 млн долларов, вагоностроения - примерно в 1 млрд. Однако платежеспособность этого спроса, накопленного за десятилетия, находится в прямой зависимости от реформы МПС.

Крупнейшие предприятия подотрасли - Уралвагонзавод, Коломенский завод, Брянский машиностроительный завод, Новочеркасский электровозостроительный завод, "Метровагонмаш".

Химическое машиностроение

Основные заказчики оборудования - предприятия газовой и нефтеперерабатывающей отраслей. Спрос в рамках импортзамещения очень высок, но продукция отрасли требует резкого повышения качества, а значит, инвестиций. Рынок оценивается в 300-400 млн долларов. До последнего времени крупный капитал в отрасли фактически отсутствовал.

Крупнейшие заводы подотрасли - "Уралхиммаш", "Дзержинскхиммаш", Ижевский завод нефтяного машиностроения, Борисоглебский завод химического машиностроения и др. Предприятия энергоемки, зависят от поставок коррозионно-стойкой стали и цветных металлов, других химически стойких материалов, а также автоматизированного оборудования.

Подшипниковая промышленность

Емкость рынка составляет 200-300 млн долларов. Общий рост машиностроения даст кумулятивный взрывообразный рост спроса на подшипники. Однако предприятия отрасли зависят от поставок трубной заготовки, поэтому им вряд ли удастся избежать интеграции с предприятиями трубной отрасли.

Крупнейшие предприятия - Вологодский подшипниковый завод, Самарский подшипниковый завод, "Московский подшипник", Волжский подшипниковый завод.

Станкостроение

По оценкам Минпромнауки, для обновления станочного парка России необходимы инвестиции в размере около 9 млрд долларов. Однако фактическая емкость рынка станкостроения - "всего" 200-300 млн долларов, из которых 100-150 млн - экспорт. И все же надежды предприятий отрасли целиком связаны с ростом внутреннего спроса. Ведь сегодня машзаводы имеют в общей сложности около 2,5 млн станков, из которых 1,5 млн требуют капитального ремонта, модернизации или замены.

Продукция отрасли дорогая и имеет высокую добавленную стоимость. На мировом рынке универсальный станок стоит более 10 тыс. долларов, обрабатывающий центр - до 300 тыс. долларов, тяжелые уникальные прессы российского производства покупаются за 1,5-2 млн долларов. Инвестиционная привлекательность подогревается еще одним фактором: довольно значительная часть необходимого крупным российским предприятиям оборудования в России вообще не производится. Однако каких-либо запретительных мер защиты от импорта Минэкономразвития применять не планирует.

В России сейчас действуют 286 станкостроительных заводов и проектно-конструкторских организаций, из которых более 200 входят в состав компании "Росстанкоинструмент". Ключевыми при производстве станков остаются проектно-конструкторские организации. Крупнейшие предприятия - Барнаульский завод механических прессов, "Красный пролетарий", станкозавод "Свердлов", Ивановский завод тяжелого станкостроения, САВМА.

Коммунальное и дорожное машиностроение

Потенциально это инвестиционно привлекательная отрасль для крупного капитала: при должном уровне госпротекционизма предприятия отрасли способны поставить на внутренний рынок продукции на 150-300 млн долларов. При этом перспективен и экспорт (на сумму порядка 70-100 млн долларов) - российские машины в 3-10 раз дешевле иностранных аналогов. Пока, согласно госпрограммам развития отрасли, предполагается, что обновление парка машин будет производиться именно за счет российской техники. Главная проблема отрасли - крайне низкое качество, не соответствующее никаким мировым стандартам.

Крупнейшие предприятия - завод "Пожтехника", Тверской экскаваторный завод, завод "Волгоцеммаш", "Пневмостроймашина".

Электронное и электротехническое машиностроение

Максимальная оценка рынка этой подотрасли - 3-4 млрд долларов в год. Однако спрос здесь отложенный: грядущая реформа электроэнергетики потребует значительных инвестиций, в том числе и в закупки электротехнического оборудования машиностроения. А сейчас продажи предприятий отрасли минимальны, причем, по оценке начальника департамента машиностроения Минпромнауки Николая Сорокина, около 70% продаваемой продукции экспортируются. Мощности большинства заводов загружены не более чем на 30-50%, а в научно-технологическом плане отставание от мирового уровня увеличивается с каждым годом.

Крупнейшие предприятия - "Электросила", ЛИСМА, Подольский машиностроительный завод, Ленинградский металлический завод, Белгородский завод энергетического машиностроения, "Уралэнерготяжмаш", "Светлана".

Оборонное машиностроение

Комплекс оборонных предприятий вызывает живейший интерес со стороны крупного капитала. Интерес стабилен, несмотря на то что внутренний оборонный заказ и экспортные контракты на поставку вооружений крайне нерегулярны. Почти вся единоразовая прибыль быстро съедается огромными расходами на содержание производственных мощностей и квалифицированного персонала, а технологическая база, доставшаяся с советских времен, стареет (как, впрочем, и кадровый состав). Между тем рынок чрезвычайно привлекателен: по мнению директора центра АСТ Руслана Пухова, он оценивается в 5-6 млрд долларов включая экспорт и внутреннее потребление (во времена СССР один только экспорт вооружений составлял около 20 млрд долларов).

И все же инвестиции в предприятия ВПК остаются крайне рискованными. Причин много. Например, оборонные заводы представляют интерес лишь с точки зрения производства военной техники по госзаказу и на экспорт. Однако госзаказ пока минимален, поэтому в ВПК сейчас загружены лишь 24% мощностей. Переизбыток оборонных мощностей признает даже государство. Кроме того, есть риски и по линии реформ в ВПК. Реформа, по мнению зампреда правительства Ильи Клебанова, будет выглядеть так. На первом этапе предполагается сформировать оборонные комплексы и концерны, где контроль будет принадлежать государству (их организуют по технологической цепочке, от разработчика до производителя). До 2008 года все усилия государства будут направлены на сохранение производств лучших образцов вооружения. Для предприятий, которые не попадут в эти холдинги, предполагается господдержка: им отдадут постконтрактное обслуживание уже проданных за рубеж образцов вооружения. На полученные деньги они должны перестроить производство. После 2010 года эти компании не будут получать "госзаказ". Но главное, что, по словам г-на Клебанова, "любая попытка самостоятельно 'паковать' предприятия в холдинги и концерны будет пресекаться".

В силу всего вышеизложенного предприятия ВПК менее привлекательны, чем гражданские заводы. Тем не менее и за них может начаться борьба: в основной своей массе это универсальные заводы, поэтому они достаточно легко могут быть перепрофилированы.

Крупнейшие предприятия ВПК - "Ижмаш", "Севмашпредприятие", Мотовилихинские заводы, Нижегородский машзавод, "Трансмаш" (Омск) и другие. В ближайшее время вероятно обострение как приватизационных процессов в отрасли, так и процессов передела уже приватизированной собственности.