Цена печати

Половина российских издателей готова к частичной отмене льгот

Издательский бизнес в России в последние месяцы стал чрезвычайно нервным занятием - 31 декабря заканчивается действие Закона о государственной поддержке СМИ и книгоиздания, что означает отмену предусмотренных им налоговых льгот, в первую очередь освобождения от уплаты НДС и льготной ставки налога на прибыль - 24% вместо 35%. Что будет потом, не знает никто. С налогом на прибыль проблем нет - со следующего года все будут платить те же 24%. А вот необходимость платить НДС может стать для издателей весьма чувствительным ударом. Во-первых, этот налог фактически включается в цену продукции, что автоматически приведет к повышению розничных цен на печатные издания на 20%. А поскольку по статистике, приводимой российской Гильдией издателей периодической печати (ГИПП), при росте цен на печатную продукцию на 10% продажи, а вслед за ними и тиражи неизбежно падают на 5-10%, переход на общие правила уплаты НДС грозит издателям сокращением бизнеса на 10-20%. Во-вторых, после отмены льготы по НДС на те же 20% вырастут расходы издательств на приобретение сырья, материалов и услуг. Следовательно, сократятся и без того не слишком большие оборотные средства издательств.

Но и это еще не все. В случае отмены льготы по НДС российские издательства, собрав суммы подписки на 2002 год по ценам, объявленным без НДС во второй половине текущего года, вынуждены будут платить НДС из собственных средств. Общим итогом отмены этой льготы, по оценке экспертов ГИПП, станет падение уровня рентабельности всех издательств, снижение тиражей печатной продукции, неизбежное банкротство средне- и малотиражных издательств и существенный рост цен на печатную продукцию (по максимальной оценке - в 2,5-3 раза).

"Половина маленьких, небольших издательств и торговых фирм не смогут пережить отмены этой льготы, - считает генеральный директор издательства 'Эксмо' Олег Новиков. - По крупным издательствам это тоже ударит, но в меньшей степени. Снижать зарплаты никто не будет, потому что те зарплаты, которые мы платим нашим сотрудникам, и так низкие, здесь мы себе сокращения не сможем позволить. Будем повышать цены. Цены поднимутся в среднем в одну целую семь десятых раза. В первую очередь это коснется учебной и образовательной литературы, тех дешевых книг, которые пока еще есть. И прежде всего ударит по тем людям, которые покупают учебный комплект на последние деньги".

Министерство финансов, основной защитник отмены льгот по НДС для издателей, противопоставляло этим соображениям один аргумент: из-за этой льготы в 2001 году бюджет недополучил 1,4 млрд рублей, а в будущем году, если льготу сохранить, недополучит 1,6 млрд. (Есть, правда, еще одна веская для Минфина причина, которая особо не обсуждалась: правительство, как известно, развернуло борьбу против всех и всяческих налоговых льгот, и отмена "издательской" льготы по НДС в эту политику вписывается идеально.) В ответ представители издательского бизнеса предъявили целый ворох возражений: неизбежное снижение тиражей приведет к уменьшению платежей по НДС, вследствие снижения рентабельности издательского бизнеса сократятся их выплаты по налогу на прибыль, а необходимость поддержания дотационных печатных СМИ (в первую очередь региональных и местных) приведет к дополнительным затратам бюджетов всех уровней. Так что общий фискальный итог отмены льготы будет весьма скромным, если не отрицательным.

Минфин не стал ввязываться в дискуссию. А к началу ноября на рассмотрение Госдумы поступили два варианта поправок в Налоговый кодекс, предусматривающие льготы по НДС для издателей.

Половинка или ноль

Первый вариант поправок подразумевал установление нулевой ставки НДС для типографских и редакционно-издательских услуг при одновременной отмене льгот по НДС для услуг по распространению печатной продукции и рекламе. Казалось бы, нулевая ставка - самый лучший вариант для издателей. Однако не все так просто. Первая проблема заключается в самом порядке исчисления налога на добавленную стоимость: налогоплательщик покупает материалы, оборудование, услуги и т. д., в цене которых заложен НДС в размере 20% (так называемый входящий НДС) и реализует свою продукцию также с НДС ("выходящий" налог на добавленную стоимость). Разница между суммами "выходящего" и "входящего" НДС перечисляется в бюджет. А если реализация продукции облагается по нулевой ставке, то предприятие должно включать "входящий" НДС в себестоимость своей продукции со всеми вытекающими отсюда последствиями - снижением рентабельности, ухудшением финансовых показателей, осложнением привлечения кредитов и инвестиций и так далее.

Вторая проблема, неизбежная в случае принятия этого законопроекта, связана со структурой доходов и расходов периодических СМИ. Обложение по полной ставке НДС услуг по распространению приведет, с одной стороны, к удорожанию печатной продукции, в стоимость которой будут включаться дополнительные затраты распространителей. С другой стороны, удорожание рекламы и, соответственно, снижение ее объемов, повлечет за собой неизбежное сокращение доходов СМИ. Суммарный эффект такой "поддержки" по сути будет таким же, как при полной отмене льгот по НДС.

Второй вариант поправок к Налоговому кодексу фактически предусматривал включение печатной продукции в перечень социально значимых товаров, облагаемых по льготной ставке НДС в 10% при одновременной отмене налога с продаж на продукцию СМИ. "В данном случае мы пошли на своеобразный компромисс: с одной стороны, отменили льготу и ввели десятипроцентный налог, а с другой - сняли со СМИ налог с продаж, что является компенсацией для большинства изданий", - считает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Игорь Динес.

Компромисс получился достаточно удачным. Во-первых, 10% налога это, естественно, лучше, чем 20%. "Такой вариант не приведет к существенному росту отпускной цены производителя, - считает исполнительный секретарь ГИПП Сергей Клоков. - Она поднимется максимум на полтора процента". А во-вторых, решается проблема с зачислением "входящего" НДС в себестоимость. При этом издательства будут платить налог лишь в том случае, если сумма НДС при реализации продукции (10%) окажется больше "входящего" НДС (20%). Более того, если эта разность окажется отрицательной (то есть "входящий" НДС будет превышать "выходящий"), издательство по закону имеет право на получение компенсации из бюджета.

Налогообложение печатных изданий по половинной ставке НДС поддержал даже замминистра финансов Сергей Шаталов, главный идеолог борьбы с налоговыми льготами. Этого оказалось достаточно для того, чтобы 1 ноября депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект, по которому ставка НДС при реализации книжной продукции и продукции средств массовой информации, за исключением продукции рекламного и эротического характера, а также редакционных, издательских и полиграфических работ, устанавливается в размере 10%. На этой неделе документ должен быть одобрен Госдумой во втором чтении.

Борьба продолжается

Однако это вовсе не означает, что издатели теперь могут расслабиться и работать спокойно. Даже оптимальный "десятипроцентный" вариант еще нуждается в существенных уточнениях. Первое из них должно касаться налогообложения сопутствующих услуг и рекламы. В принятом законопроекте об этом ничего не говорится, и если все так и останется, издатели столкнутся со всеми проблемами, описанными нами при обсуждении "нулевого" варианта. Второе необходимое уточнение касается сроков уплаты НДС. Специфика печатных СМИ такова, что процесс размещения рекламы может быть довольно сильно растянутым по времени. Например, заказ на размещение рекламы поступает в декабре, а сама реклама публикуется только в марте, причем деньги издательство получает только по факту публикации. Поэтому в законе необходимо предусмотреть, что уплата налога должна производиться только по факту получения денег. В противном случае издательство вынуждено будет сразу после получения заказа уплачивать НДС в бюджет из своих средств, что отнюдь не укрепит финансовое положение прессы.

Но особое беспокойство вызывает сама возможность пересмотра десятипроцентной ставки, поскольку многим представителям российского издательского бизнеса, намеренным отстаивать продление нынешнего статус-кво еще на два-три года, она кажется слишком высокой. "В результате введения десятипроцентного НДС на СМИ одна половина российских печатных изданий поправит свое материальное положение, а другая понесет немалые убытки", - признает Игорь Динес.

"Десять процентов больше всего ударят по районной прессе, - утверждает вице-президент Медиасоюза Елена Зелинская, - но она ведь и так существует вне рынка, их и нулевая ставка в итоге не спасет. Может быть, для них стоит предусмотреть какие-то специальные дотационные механизмы. Что же касается СМИ, добившихся успеха на рынке, то наше исследование показало, что уполовиненный НДС с соответствующими поправками по порядку его взимания устроит их всех".

С тем, что даже половинная ставка НДС может оказаться неподъемной для многих региональных и дотационных печатных изданий, соглашаются практически все. "Наверняка выдержат только те издания, тираж которых составляет более пятидесяти тысяч, - говорит Сергей Клоков. - Произойдет здоровое очищение рынка от слабых игроков".

И с этим, видимо, придется смириться. Хотя бы потому, что правительство никогда не согласится с нулевой ставкой налога. Мало того, мы уже писали о прорабатываемой властями идее снижения ставки НДС до 14% при одновременной отмене всех льгот. Как подтвердил на московской сессии Всемирного экономического форума Владимир Путин, эта работа продолжается.

В подготовке материала принимала участие Екатерина Шохина

Издатели, депутаты и чиновники о новом налоговом режиме для СМИ

Исполнительный директор Национальной ассоциации издателей Алина Архангельская:

- Пресса России - это не только Москва. Это огромное количество небольших независимых издательств. На них посягают и местные власти, и теневые структуры. И, тем не менее, за годы действия закона о господдержке появились реально действующие, интересные, большие, независимые издательства. Очевидно, что для региональной прессы введение десятипроцентного НДС - это очень тяжелый удар. Но в то же время десять процентов НДС и снятие налога с продаж - это очень хороший вариант для центральной прессы. Для больших медиахолдингов, которые могут в этих условиях начать экспансию в регионы.

Генеральный директор издательского дома "Конде Наст" (выпускает журналы Vogue, Geo) Михаил фон Шлиппе:

- Ставка НДС в десять процентов многим изданиям будет непосильна, хотя это, конечно, лучше, чем двадцать процентов. Пострадают маленькие издательские дома, которые не имеют финансовых ресурсов. Но и для нас, иностранных издательских домов, это тоже неприятно.

Цену мы поднимать будем, а что еще делать? Мы и так постоянно поднимаем цены из-за инфляции и падения рубля. А сейчас еще появится третий фактор - НДС. Если мы полностью возьмем на себя эти десять процентов и прибавим их к отпускной цене, которая сейчас для Vogue составляет пятьдесят два рубля, то оптовикам мы будем отдавать по пятьдесят семь рублей двадцать копеек, потом шестьдесят процентов наценки распространителей, в результате журнал будет продаваться по девяносто два - девяносто три рубля, а сейчас мы стоим восемьдесят рублей. И есть такое правило, что если цена поднимается на десять процентов, то тираж падает на пять процентов. Так что у нас повышение будет порядка пятнадцати процентов, и тираж упадет процентов на семь. А в связи с тем, что мы будем выставлять рекламодателям десятипроцентный НДС, многие из них просто уйдут.

Директор издательского дома Independent Media и главный редактор журнала Cosmopolitan Елена Мясникова:

- Independent Media входит в Национальную ассоциацию издателей, и мы поддерживаем ее предложение, которое, на наш взгляд, содействует развитию отрасли в целом - установить нулевую ставку НДС. Для нас ставка десять процентов совершенно нормальна, но она может оказаться губительной для малобюджетной прессы регионов. С гражданской позиции мы за продление льгот и за нулевую ставку. Нам будет трудно процветать на фоне развала. Развал издательского бизнеса плох для страны, это потеря информационной независимости и, в конце концов, удар по грамотности населения.

Мы не будем повышать отпускную цену, а вот розница цену поднимет. Может быть, мы даже будем сначала снижать отпускную цену, чтобы компенсировать для конечного потребителя неизбежное подорожание наших продуктов. Так что мы понесем расходы. Журналы в итоге станут дороже за счет розницы. Если формула расчетов останется прежней, если розница не поменяет маржу, то рост цен может составить двадцать-тридцать процентов, и это приведет к тому, что журналы будут недоступны даже среднему классу, а газеты - большей части общества.

Генеральный директор книжного издательства "Эксмо" Олег Новиков:

- Даже десятипроцентный НДС ощутимо проявит себя как в жизни издателей, так и в бюджете читателей. Полагаю, что цены на книги в течение года повысятся на двадцать - двадцать пять процентов, а с учетом того, что издательское дело тесно связано со смежниками, - до тридцати процентов уже в будущем году. В отпускных ценах это проявится однозначно, в розничной же наценке - процентов на пятьдесят, а то и шестьдесят. Впрочем, будем надеяться на здравый смысл и ощущение конъюнктуры наших коллег - книгораспространителей и книготорговцев. Тиражи же, по нашим прогнозам, уменьшатся процентов на тридцать.

Полагаю, что к концу будущего года количество издателей сократится на четверть. Это, разумеется, будет серьезным уроном для отрасли и для российской культуры в целом, ведь малым издательствам по сей день удавалось генерировать уникальные, штучные проекты, по праву вошедшие в золотой фонд отечественной литературы.

Заместитель министра по делам печати Владимир Григорьев:

- В случае отмены налоговых льгот для СМИ тиражи печатной продукции упадут на сорок процентов. Основной удар придется на городские и местные газеты. Для них поднять цену на несколько процентов, при том что услуги вырастут в цене на двадцать процентов, - это убийство.

Заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы Сергей Шторгин:

- Бюджетный комитет не поддерживает проект о продлении льгот, так как в условиях проводимой в стране налоговой реформы налоговое поле должно быть выровнено, и не надо создавать налоговых льгот для кого-либо.

Председатель бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков:

- Введение ставки НДС в размере десяти процентов означает, что для печатных СМИ и книг будет поступать дотация. Ноль процентов НДС - это льгота только для рекламодателей.

Депутат Госдумы Борис Резник:

- При десяти процентах НДС значительно вырастут цены на периодику - на сорок - сорок пять процентов, тиражи упадут на тридцать - тридцать пять процентов. Десять процентов потянут только крепкие московские издательства, в основном финансируемые олигархами и зарубежными спонсорами.