Паутина влияния

Какие страны и почему являются центрами экономической силы в современном мире

Переход двенадцати европейских стран на единую валюту повлек за собой оживленную полемику среди экономистов. Наибольший интерес вызвали проблемы изменения контуров валютных зон и окончание монопольного использования доллара в качестве резервной валюты. Появилось несколько прогнозов изменения мировых валютных зон и перераспределения уровня влияния некоторых государств (аналитики "Эксперта" представили свой сценарный прогноз формирования валютных зон в материале "Мир переходит на условные единицы" в N33 журнала за прошлый год).

Однако подход к определению зон экономического влияния, основанный только на анализе монетарного фактора, на наш взгляд, не совсем корректен, поскольку доминирование валюты в регионе является далеко не единственным, и уж точно не основным, рычагом экономической экспансии. Более того, во многих случаях конвертируемость национальной валюты вообще выступает производной от других параметров внешнеэкономической деятельности.

Подход, основанный на доминировании валюты, нам кажется несколько упрощенным, а полученные при его использовании результаты не полностью раскрывают соотношение сил в мировой экономике. Представляется целесообразным положить в основу классификации государств совокупность факторов, позволяющих однозначно описать их экспансионистские возможности.

Как считать

Прежде всего необходимо выяснить, какие рычаги экономической экспансии используются различными государствами для вовлечения и удержания зарубежных стран в сфере своих экономических интересов.

Анализ политических документов ряда стран, практических действий правительств во внешнеэкономической сфере и теоретических трудов по данной проблеме показал, что в самом общем случае рычаги экономической экспансии можно объединить в три большие группы:

- воздействие на величину, динамику и отраслевую структуру иностранных инвестиций, поступающих в экономику подконтрольного государства;
- влияние на объем и структуру импортных потоков зависимого государства, а также контроль за его экспортными рынками;
- контроль внешнего долга и влияние на курс национальной валюты зависимого государства.

Другими словами, речь идет о способности государства-лидера воздействовать на товарный поток, поток капиталов и на финансы зависимой страны.

Если абстрагироваться от риторики и конъюнктурных заявлений, то становится очевидным, что внешнеэкономическая политика каждого государства направлена на создание благоприятных условий для расширения экспорта собственной, прежде всего высокотехнологичной, продукции и на защиту своих рынков. Многие страны приветствуют экспансию национального капитала за рубеж, а доступ иностранных инвесторов стремятся увязать с поступлением в страну передовых технологий и с созданием новых рабочих мест. Наконец, многие страны борются за конвертируемость национальной валюты и добиваются расширения территории ее обращения.

Второй важный вывод заключается в том, что привязка валюты зарубежных государств к собственной национальной валюте, как правило, является производной от тесноты экономических связей между странами.

Конечно, есть и исключения. Так, например, в Болгарии с 1 июля 1997 года был введен валютный совет (currency board), который продолжает функционировать и в настоящее время. Один из основных его принципов заключается в том, что с момента его введения резервной валютой страны стала немецкая марка. Валютный курс болгарского лева был зафиксирован на уровне 1000 левов за 1 немецкую марку, а с 5 июля 1999 года, после деноминации болгарской валюты, 1 лев стал равен 1 марке. А основным торговым партнером страны все это время была Россия.

Этот пример свидетельствует о том, что, несмотря на наличие тесной связи между воздействием на товарные потоки и потоки капитала, с одной стороны, и влиянием на курс национальной валюты - с другой, последний фактор может рассматриваться в качестве самостоятельного рычага экономической экспансии.

Кто есть кто в мире

В соответствии с нашими расчетами (см. методику) в конце XX века мировыми лидерами являлись США, Германия, Франция и Япония. Региональными лидерами - ЮАР (в Южной Африке) и Италия (в Средиземноморье). Бразилия являлась лидером второго порядка. Она оказывала экономическое влияние на пять государств Южной Америки, но сама находилась под влиянием мирового лидера - США. Аналогичная ситуация с Австралией - она экономический лидер Океании, но сама испытывает экономическое влияние США.

Ретроспективный анализ показал, что между государствами происходит достаточно жесткая конкурентная борьба, следствием которой является постоянное изменение контуров зон экономического влияния.

В последние пятнадцать лет стремительно усиливалось влияние Китая на мировую экономику. На всех континентах стали появляться страны (Австралия, Камбоджа, Куба, Джибути, Гвинея, Индонезия, Иран, Ирак, Япония, Южная Корея, Мадагаскар, Нигерия, Северная Корея, Судан), вектор внешнеэкономической деятельности которых все отчетливее разворачивается в сторону Китая. Но на момент проведения исследования не было обнаружено региона, на который Китай оказывал бы единоличное экономическое влияние. Есть еще ряд позиций, по которым Китай все еще не удовлетворяет критерию мирового лидерства.

В течение последних двадцати лет наблюдалась устойчивая тенденция к ослаблению влияния Великобритании на мировую экономику (см. таблицу 1). В результате в девяностые годы она уже не удовлетворяла критерию мирового лидерства.

Россия, в принципе, тоже имеет собственную зону экономического влияния, которая в конце девяностых годов охватывала Болгарию, Монголию и республики бывшего СССР, за исключением Туркмении и Узбекистана. Однако низкая доля продукции обрабатывающей промышленности в экспорте России (одна из наименьших среди стран региона, по которым производилась оценка данного показателя) не позволяет рассматривать ее в качестве полноценного регионального лидера.

Более того, влияние России базируется исключительно на торговых связях, значение которых для многих государств региона в конце XX века стремительно сокращалось (см. таблицу 2). Остальные же рычаги экономической экспансии, и в первую очередь инвестиции российского капитала за рубеж, не задействовались.

В связи с этим напрашивается вывод, что при сохранении прежней внешнеэкономической политики вполне реальным представляется сценарий, в соответствии с которым в недалеком будущем наша страна окажется не лидером, а главным поставщиком сырья в данный регион. Правда, буквально в последний год ситуация начала немного улучшаться. Все чаще стали появляться сообщения об инвестициях российского капитала в Болгарию, Казахстан, на Украину и т. д. Однако говорить о сломе тенденции пока преждевременно.

На кого мы похожи

Из всех государств мира по степени влияния на международные экономические процессы России наиболее близки Бразилия, Испания и ЮАР. Правда, внешнеэкономическая политика этих государств представляется более результативной. Во всяком случае, до недавнего времени мы с ними находились в разных фазах развития международного влияния.

Нынешнее положение этих государств в мировой экономике явилось закономерным результатом 10-15-летнего наращивания своего экономического присутствия в соответствующих регионах, тогда как Россия в это же время сокращала свое присутствие на мировых рынках. Кстати, резкое усиление позиций ЮАР на юге Африки напрямую связано с сокращением экономического присутствия России в этом регионе.

Интересно, что некоторая схожесть наблюдается также и между Россией и африканскими государствами Камерун и Кот-д`Ивуар. Только низкая доля продукции обрабатывающей промышленности в экспорте этих государств не позволяет рассматривать их в качестве региональных лидеров второго порядка на территориях, входящих в зону экономического влияния Франции.

На них тоже замыкаются торговые потоки близлежащих государств. Для некоторых из них Камерун и Кот-д`Ивуар являются вторыми по значимости торговыми партнерами после Франции. Однако недостаточное развитие обрабатывающей промышленности и низкие инвестиционные возможности не позволяют этим странам добиться больших успехов во внешнеэкономической политике.

Глобальные тенденции

Помимо определения зон экономического влияния различных государств анализ рычагов экономической экспансии позволил выявить три устойчивых тенденции изменения экономической ситуации в мире за последние двадцать лет.

Первая. Государства, стремящиеся проводить собственную независимую внешнюю экономическую политику, диверсифицируют импортные потоки, не допуская доминирования в них продукции какой-либо одной страны.

Например, в импорте Китая за последние пятнадцать лет резко сократились доли США (с 22 до 11,5%) и Японии (с 25 до 19%). В структуре ввозимых в Пакистан товаров снизились доли Японии (с 16 до 9%) и Германии (8,5 до 5,5%). В результате объемы поставок ни одного из государств в настоящее время не превышают 12% от импорта Пакистана. Аналогичная ситуация наблюдается с торговыми партнерами Индии, Объединенных Арабских Эмиратов и целого ряда других стран.

Вторая. Влияние явных и потенциальных мировых лидеров на ситуацию в отдельных регионах постоянно снижается в случае, если они не играют решающей роли в экономической жизни этих территорий. Освободившаяся ниша заполняется наиболее значимым торговым партнером или близлежащими государствами региона.

Эта тенденция четко прослеживается в Западной Европе, где сокращается доля импорта США (в Португалии с 11 до 4,5%, в Испании - с 13 до 8%), Японии (в Германии и Франции на 2-3%) и Великобритании (в Норвегии - с 14,5 до 7,5%, в меньшей степени в Финляндии, Дании и на Мальте), и в то же время растет влияние Германии и, в меньшей степени, Франции с Италией.

В Южной Америке снижается экономическое влияние Японии, Германии, Италии. В зоне Персидского залива наблюдается ослабление позиций Японии, Германии и Великобритании. В различных регионах Африки ослабевает присутствие Франции, Испании, Великобритании, Японии и США.

Учитывая тенденцию сокращения количества мировых лидеров, оказывающих влияние на экономику тех или иных государств (регионов) до одного, максимум двух, в ближайшее время можно ожидать усиления противостояния мировых лидеров в странах и регионах, зависящих более чем от двух из них. Среди них ряд государств Азиатско-Тихоокеанского региона, Нигерия и некоторые другие страны.

Третья. Наблюдается расширение внешнеэкономических связей внутри региона. При этом, как правило, возрастает влияние регионального лидера. Эта тенденция прослеживается в Южной Америке (см. таблицу 3), где в ходе такого процесса возросло влияние Бразилии (ее доля в импорте Аргентины увеличилась с 14,5 до 20,5%) и Аргентины (ее доля в импорте Бразилии возросла с 5 до 11%, а в Чили - с 4 до 9,5%); в Центральной Африке, где возрастает роль Кот-д`Ивуара и Камеруна; на Балканах (Греция), Кавказе (Турция), в Средней Азии (Узбекистан) и в некоторых других регионах.

Иностранные инвестиции

Для усиления влияния государства на международной арене не меньшее значение, чем контроль внешнеторговых операций, имеет воздействие на поток иностранных инвестиций. Их объем и структура за последнее десятилетие тоже претерпели существенные изменения (см. график).

Череда финансовых кризисов в развивающихся странах свела на нет наметившуюся тенденцию увеличения притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на эти рынки и привела к переориентации потоков капитала на США. На графике четко видно уменьшение доли Южной и Восточной Азии в общем объеме привлеченных ПИИ начиная с 1997 года (после азиатского кризиса), а в 1998 году (после финансового кризиса в Бразилии) уменьшение и доли Латинской Америки.

Аналогичным образом отрицательное влияние на поступление капитала в Европу оказали события в Югославии. В результате США снова оказались убежищем для инвесторов, а их доля в общем объеме привлеченных ПИИ превысила 30%.

Однако значительная часть привлеченного капитала связана с процессами слияния и поглощения и не участвует в создании новых производственных мощностей. Поскольку замедление темпов роста экономики США и чехарда на фондовых биржах снижают привлекательность данных сделок, в ближайшее время может произойти сокращение притока иностранных инвестиций в это государство. Велика вероятность и уменьшения общего объема ПИИ в мире вследствие сжатия многих фондовых рынков.

Кому это нужно

Имеют ли полученные результаты прикладное значение или они предназначены только для удовлетворения любопытства исследователей? На наш взгляд, возможно несколько направлений их практического применения.

Во-первых, появился еще один (а может, и первый?) механизм определения степени влияния различных государств на мировую экономику, основанный на объективных данных международной статистики. Использование этого аппарата позволяет с высокой степенью достоверности ответить на вопрос "Кто есть кто в мире?", не прибегая к опросам экспертов.

Во-вторых, поняв, что из себя представляет Россия сейчас и какой мы ее хотим видеть в дальнейшем, можно определить приоритетные направления ее развития и разработать долгосрочную программу внешнеэкономических действий. Разработанные показатели являются инструментом количественной оценки реализации этой программы.

В-третьих, специалисты в области безопасности государства при незначительной доработке показателей методики могут использовать их для оценки степени экономической независимости государства и для определения потенциальных угроз, содержащихся в различных внешнеэкономических мероприятиях.

Все это в конечном итоге должно привести к тому, что политика государства во внешнеэкономической сфере станет более последовательной и стратегически осмысленной.

Методика анализа экономической силы государств

В зависимости от влияния, оказываемого государствами на мировую экономику, среди них были выделены мировые и региональные экономические лидеры, зависимые государства и страны, которые не входят в зону экономического влияния ни одного из государств и не имеют собственной зоны экономического влияния. Региональные лидеры подразделялись на лидеров первого и второго порядка.

Мировым лидером считалось государство, оказывающее наибольшее экономическое влияние на развитие двух и более регионов и активно участвующее в экономической жизни большинства других регионов.

Региональный лидер первого порядка - государство, оказывающее подавляющее влияние на экономическую ситуацию в отдельном регионе. Региональный лидер может находиться как внутри, так и вне данного региона.

Региональный лидер второго порядка - государство, оказывающее влияние на экономическую ситуацию в отдельном регионе, но само находящееся под влиянием одного из мировых лидеров. Региональный лидер второго порядка всегда находится внутри рассматриваемого региона.

Определение степени влияния государства на экономику того или иного региона осуществлялось нами на основе комплекса показателей, характеризующих рычаги экономической экспансии и жестко связывающих уровень развития государства с экономической ситуацией в регионе.

В частности, к этим показателям относятся:

1. Соотношение ВВП государства и среднего ВВП по региону.
2. Разница между ВНП и ВВП государства.
3. Конвертируемость валюты государства в регионе.
4. Доля продукции государства в структуре импорта стран региона.
5. Доля промышленных товаров в экспорте государства.
6. Доля импорта в ВВП государства.
7. Отношение объема внешних долгов стран региона, контролируемых государством, к их ВВП.
8. Отношение государственных средств, направляемых на обслуживание внешнего долга, к величине прироста ВВП.
9. Отношение суммы золотовалютных резервов, текущих доходов бюджета и экспортной выручки к объему краткосрочной задолженности.

Пороговые значения показателей устанавливаются для государств каждого региона. Это достигается благодаря использованию не абсолютных, а относительных величин. Так, доля промышленной продукции в экспорте государства должна превышать среднее по региону значение.

Для мировых и региональных лидеров, а также лидеров второго порядка предусмотрены различные пороговые значения. Критические величины выбирались по результатам обработки статистических данных, опубликованных международными организациями.

Критерий лидерства включает всю совокупность показателей, характеризующих экономическую экспансию государства, взятых с одинаковыми весами. При желании меру полезности каждого из них можно определить методом экспертной оценки.

Наш опыт использования построенного таким образом критерия лидерства показал, что различные государства с разной степенью интенсивности используют рычаги экономической экспансии. Так, Япония делает ставку на инвестиции национального капитала, в то время как США отдают предпочтение экспорту продукции. Германия гармонично использует оба этих рычага экономического влияния. Причем в случае США и Японии наблюдается неудовлетворение порогового значения одного из показателей экономической экспансии при существенном превышении порогового значения другим.

В связи с этим в критерий лидерства было введено следующее условие. В случае, когда один из двух вышеназванных показателей отличается от порогового значения на определенную величину, государство признается экономическим лидером, если величина второго показателя превышает пороговое значение на аналогичную или большую величину. Отклонение от порогового значения измеряется в процентах.

Хотим отметить, что отсутствие статистических данных не позволило на данном этапе определить пороговые значения некоторых показателей, характеризующих влияние страны через контроль государственного долга.

Кроме того, настоящая методика учитывает только экономические факторы и не учитывает политические, культурные, национальные, религиозные и другие взаимосвязи государств.