О совете королевы Виктории

Александр Привалов
12 ноября 2001, 00:00

Некоторое время назад институт "Восток-Запад" создал двухпартийную рабочую группу с названием "Как Америке взаимодействовать с Россией президента Путина". В группу вошли весьма заметные представители американской элиты: бывшие сенаторы и губернаторы (и республиканцы, и демократы - отсюда "двухпартийная"), действующие крупные бизнесмены и проч. Я никак не знаток американского истеблишмента, но с десяток имен членов группы известны даже мне. Сейчас передо мной лежит подготовленный этой группой доклад "Философия общих интересов: новый формат американо-российских отношений". Доклад этот интересен, поскольку содержит весьма позитивный взгляд и на нашу страну, и на потенциал будущих отношений между врагами по холодной войне, - и при всем этом был подготовлен до событий 11 сентября. Таким образом, из него можно узнать, каково было отношение к России благожелательно к ней настроенной части американских верхов до того, как на это отношение наложилась жесточайшая потребность США в помощи со стороны России, - коротко говоря, отношение еще без лести.

Авторы доклада констатируют "существование исторической возможности реализовать принципиально новый подход к российско-американским отношениям", отличный от "образа мышления эпохи холодной войны или периода эйфории и последующего разочарования 90-х годов" и "базирующийся на принципах взаимного уважения и общих ценностей". Если обе стороны используют эту возможность, "в отношениях между Россией и США может произойти коренной перелом. Амбициозная программа реформ президента В. Путина, дальновидность и энергичность как президента Дж. Буша, так и президента В. Путина позволяют говорить об этом варианте как о реальности". В докладе дается целый спектр предложений касательно того, "каким образом должны строиться отношения между президентами в долгосрочной перспективе", чтобы историческая возможность была реализована.

Доклад, повторюсь, весьма благожелателен к России - и при этом резко асимметричен. Оказывается, всю работу, необходимую для перелома в отношениях, обязана делать российская сторона: это она должна и проводить реформы, и демонстрировать образцовое отношение к свободе слова, и - в "региональной дипломатии" - "перенять западные и общемировые рамки, стандарты и обязательства", и еще много всякого. Америка же "с нетерпением ожидает того дня, когда российские реформы завершатся" (слова Дж. Буша), но при всем нетерпении должна "воздержаться от вынесения поспешных суждений о видимых краткосрочных успехах или неудачах российских реформ". Больше она ничего не должна - ну разве что "расширять поддержку формирования гражданского общества в России" и "обещать России (в случае успеха реформ. - А. П.) содействие ее вступлению в ВТО". Так, она совсем не должна умерять свою активность на постсоветском пространстве. В докладе многократно повторено, что "политика США направлена на поддержку независимости соседей России - в особенности таких, как Украина и Грузия", ибо это "выгодно для России и для региона в целом".

Конечно, все это чуть-чуть устарело - вместе с фразой "Россия более не занимает доминирующего положения в политике обеспечения национальной безопасности США". Сегодня, когда она нужна Штатам позарез, авторы доклада, вероятно, избрали бы чуть более симметричные формулировки своих мыслей. Но, полагаю, только формулировки, а не суть. Благожелательные американцы и сегодня считают, что, если Россия будет хорошо себя вести, она вполне способна стать приличной региональной державой. В этом случае США смогут поддерживать с ней отношения, примерно как с Турцией, минус членство в НАТО; по сравнению с холодной войной это и вправду означало бы коренной перелом. А чтобы дело шло именно к этому, надо (скорее вербально, чем существенно) поддерживать реформы в России - и приглядывать за тем, чтобы растущее влияние России на соседей надежно сдерживалось опережающим ростом влияния американского. Эра "после 11 сентября" ничего в этих взглядах по сути не поменяла - см. поведение США в грузинском кризисе. Правда, этой эре всего-то два месяца, но не очень ясно, что она может поменять и в будущем.

Все это совершенно естественно, иначе и быть не могло. Странно было бы ожидать, что 11 сентября разом перетряхнет давно и глубоко осознанные интересы США в пользу одного, пусть и очень нужного сегодня, союзника. И ничего обидного для России в этом нет. Почти все, что благожелательные американцы советуют, нам действительно нужно делать - но не столько, конечно, ради коренного перелома в отношениях с одной, пусть и сверх-, державой, сколько ради собственных национальных интересов. И при таком отношении мира к нам мы вполне можем развиваться - но только при четком осознании своих интересов. Если же, как то и дело кажется, у нас о наших же интересах есть лишь некое общее представление, на основании которого и строится политика, то и почетное звание региональной державы может нам достаться лишь по чистой случайности.

Ведь доходит до анекдотов. На прошлой неделе оказалось, что Минэкономразвития будет объявлять тендер на подготовку экспертной оценки последствий вступления в ВТО для российской промышленности. До сих пор, значит, последствия не оценивались. Шесть лет ведем переговоры - о чем? Президент объявляет, что решение о вступлении в ВТО принято и даже дата определена - на основании чего?

Похоже, Россия вступает в ВТО по рецепту королевы Виктории. Та, говорят, дала своей дочери перед ее первой брачной ночью такой совет: "Закрой глаза и думай об Англии". Так и мы - закроем глаза и будем думать о России.