Пенсии ползут в рынок

Евгений Решетин
19 ноября 2001, 00:00

В октябре правительство одобрило и внесло в Госдуму законопроект "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ". Напомним, что первый блок президентских законопроектов о пенсионной реформе, включающий несколько законопроектов ("О государственном пенсионном обеспечении в РФ", "О трудовых пенсиях в РФ" и "Об обязательном пенсионном страховании в РФ") был принят Госдумой в первом чтении еще летом. Обсуждался и законопроект об инвестировании накопительной части пенсий, но тогда стало ясно, что с ним возникнут серьезные проблемы. Мало того, что первый вариант закона был рамочным: в нем не были определены механизмы работы системы, так он еще и не учитывал интересы российского бизнеса, ведь к его разработке не привлекли ни одного представителя Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Фактически реформа российской пенсионной системы сводилась к реформе Пенсионного фонда России.

Нынешний вариант законопроекта разработан Минэкономразвития и является вполне либеральным. Но страховщиков он тоже не вполне устраивает. По мнению президента Всероссийского союза страховщиков и вице-президента РСПП Игоря Юргенса, "с точки зрения интересов российского бизнеса в целом сделано около семидесяти процентов работы, а с точки зрения страховщиков - лишь тридцать процентов. Для их участия в пенсионной системе теперь двери открыты, однако удастся ли им в них войти - пока большой вопрос".

Накопительная пенсионная система начинает действовать с 2002 года (реально пенсионные счета станут индивидуальными с 2003 года) и распространяется на мужчин моложе 50 лет и женщин моложе 45 лет. Для тех, кому больше 35 лет, ставка отчислений составит 2%, кто моложе - 3%, а к 2006 году она увеличится до 6%. Основное положение законопроекта: ответственность за сохранность средств возлагается на самих застрахованных. Человек получает возможность либо полностью довериться Пенсионному фонду России (ПФР) и получать небольшой доход от размещения накопленных средств в государственные ценные бумаги, либо довериться уполномоченной им частной управляющей компании. Деятельность таких инвестиционных компаний будет строго контролироваться государственными органами, а все ее инвестиции будут согласовываться со специализированным депозитарием. На инвестиционный портфель управляющей компании накладываются определенные ограничения: в законопроекте четко прописана структура портфеля, а также возможные и запрещенные инвестиционные объекты. Явный прогрессивный шаг - по новому законопроекту инвестиционной компании разрешается до 20% средств размещать за рубежом.

В законопроект заложен и еще один рыночный механизм: с 2004 года человек получит возможность выбирать, кому доверить свои средства: ПФР, негосударственному пенсионному фонду (НПФ) или "иной финансовой организации". Участие НПФ и иных организаций должно быть регламентировано дополнительными законами. Если с участием НПФ в пенсионной системе и исполнительная власть, и депутаты почти свыклись, то участие прочих финансовых институтов (читай - страховщиков) под большим вопросом.

Участию негосударственных структур в системе пенсионного обеспечения традиционно противится ПФР, заинтересованный в сохранении своей "пенсионной" монополии. Наиболее логичной, по мнению чиновников ПФР, является связка ПФР-управляющая компания-спецдепозитарий. Как вариант, в нее могут быть допущены НПФ. Страховщики же, по словам председателя правления ПФР Михаила Зурабова, на данном этапе должны заниматься лишь страхованием профессиональной ответственности, а в будущем они смогут сотрудничать с НПФ по схемам выплаты пожизненных пенсий.

Неясной остается и судьба страховщиков в организации профессионального пенсионного обеспечения, судьба которого будет решаться в весеннюю думскую сессию. Основные проблемы страховщиков в том, что они в отличие от НПФ являются коммерческими организациями, а значит, по мнению госчиновников, ориентированы лишь на получение прибыли. Вице-президент Промышленно-страховой компании Николай Николенко считает такой подход абсолютно неверным: "И страховые компании, и НПФ размещают инвестиции на одном и том же рынке. В чем между нами разница - непонятно, ведь, условно говоря, пятнадцать процентов, списанных на расходы в НПФ, равняются двенадцати процентам расходов плюс три процента прибыли у страховщиков. Важно и другое: затраты негосударственных организаций в отличие от того же ПФР являются прозрачными. У НПФ и у страховых компаний они будут гораздо меньше, чем у государства. Следовательно, и доход по вложениям у нас будет гораздо выше".

Приятного полета

Российские авиаперевозчики, выполняя международные рейсы, теперь могут не опасаться, что их не примут в иностранных аэропортах. Проблемы посадки могли бы возникнуть из-за ужесточения - после событий в США 11 сентября 2001 года - требований к страховому покрытию так называемых "военных рисков" (риски, связанные с захватом самолета и терроризмом).

26 октября правительство приняло постановление, согласно которому страховой компании "Москва" предоставляется государственная гарантия при страховании ответственности российских авиаперевозчиков перед третьими лицами по рискам, связанным с терроризмом, на срок до 1 декабря 2001 года в размере до 30 млрд рублей каждому. "Москва" была выбрана не случайно: компания страхует риски "Аэрофлота", который осуществляет большую часть международных перевозок.

В течение месяца любая авиакомпания может обратиться в "Москву" и получить полис страхования гражданской ответственности перед третьими лицами. При этом перевозчик должен предъявить любой действующий договор страхования, покрывающий те же риски и имеющий лимит ответственности не менее 50 млн долларов. Эта операция будет освобождена от уплаты какой-либо страховой премии, а страхование будет осуществляться за счет средств федерального бюджета на некоммерческой основе.

По словам министра финансов Алексея Кудрина, до декабря планируется провести тендер на определение страховых компаний, на которые будет распространяться госгарантия, а после истечения срока, предусмотренного постановлением, будет выработан новый механизм страхования в соответствии с принципами международной организации авиаперевозчиков.

Роман Летков

По материалам ежедневного бюллетеня "Страхование on-line" ("Прайм-ТАСС").