Магнит и опилки

Политика
Москва, 26.11.2001
«Эксперт» №44 (304)
Каркас типичного провинциального городка составляют уже не заводы и фабрики, а техникумы, интернет-кафе и библиотеки

Отношение федеральных и губернских властей к властям муниципальным отражает формулировка бюджетной строки - единственной, где о них идет речь: "помощь городам". Эта уныло-собесовская стилистика исключает равноправное партнерство, а малые города хотят именно его. На это коренное противоречие указал в своем выступлении на Гражданском форуме эксперт Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа (ПФО), профессор Московского архитектурного института Вячеслав Глазычев.

Материала для подобных обобщений у него достаточно. Прошедшим летом в Приволжье работала уже вторая по счету экспедиция по изучению малых городов и поселков. Ее научным руководителем был профессор Глазычев. Члены экспедиции не ленились забираться в самые глухие углы губерний, чтобы увидеть российскую глубинку своими глазами, лично пообщаться как с низами, так и с верхами. Оценивать ситуацию предлагалось по многим параметрам: бюджет, жилищное строительство, экономическая активность, состояние СМИ, экология, алкоголизм и проблема СПИДа. И конечно, отношения власти и общества. Отчет по итогам экспедиции местами читается, как детектив.

В беседе с корреспондентом "Эксперта" профессор Глазычев рассказал о некоторых результатах своих исследований:

- Малые города - это площадка, где нагляднее всего видно, как в России, пусть тяжело и мучительно, но все же пробивается малый бизнес. Среднего очень мало. Крупного нет вообще, если, конечно, речь не идет о градообразующем предприятии. Из мелких предприятий чаще всего встречаются лесопилки, пекарни, меховые ателье. Мой любимый пример: в одном из богом забытых городков есть человек, которому принадлежат автозаправка, бар и пара киосков. И на вопрос: что бы он сделал, если бы на него с неба свалились десять тысяч долларов? - он мечтательно отвечает: построил бы майонезную фабричку. Вот это самое главное - тип устремлений. Если они выходят за пределы поддержания собственного существования, значит, можно говорить о среднем классе. Или вот еще трогательный пример: в городке с тридцатью тысячами жителей открылся салон красоты - персонал в аккуратной униформе, парикмахерская, тренажерный зал. И на вопрос: сколько у вас клиентов? - следует гордый ответ: уже двенадцать. Это великая вещь, поверьте, она гораздо важнее статистических выкладок. Налицо движение к цивилизованной норме.

- При губернаторе-коммунисте?

- Вы знаете, картина очень пестрая, и партийная принадлежность губернского начальника не главный фактор. Более того, решающего влияния не оказывает даже обеспеченность бюджетными средствами на душу населения. В соседних городах этот показатель может отличаться в десять раз, а вообще он варьируется от семи тысяч до двухсот восьмидесяти рублей на человека - в самых черных дырах. Но я бы все же выделил как некий порог четыре тысячи рублей на жителя. По его достижении почти наверняка появляется не только мелкий, но и средний бизнес. Иногда жизнь начинает теплиться и при двух тысячах.

Дело в том, что в маленьких городках инфраструктура

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (304) 26 ноября 2001
    Нефть и экономика
    Содержание:
    Русский бизнес
    Наука и технологии
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама