Макроиндикаторы

Александр Ивантер
первый заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
26 ноября 2001, 00:00

Шоковое падение нефтяных цен требует поддержки внутреннего спроса

Внешнеторговый нокдаун

Впервые с начала года в экономическом росте России возникла паузу. Два месяца, сентябрь и октябрь, объем ВВП практически не увеличивался. В октябре практически сошел на нет и среднесуточный прирост промышленного производства. В предыдущие месяцы было два источника промышленного подъема - оживление в конечных отраслях и рост добычи топлива, прежде всего угля и нефти. Резкое ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры не позволяет рассчитывать на рост стоимости экспорта и продолжение роста в топливной промышленности. Дальнейший подъем в машиностроении и пищевой промышленности тоже под вопросом - мешает низкая конкурентоспособность отечественной продукции вкупе с весьма скромными финансовыми и инвестиционными возможностями этих отраслей.

В то же время ситуация в сфере конечного спроса внушает известный оптимизм. Наметившаяся в сентябре тенденция снижения спроса пока не получила развития. Рост внутреннего конечного спроса в октябре затронул как потребительскую компоненту, так и инвестиционную. Рост внутреннего спроса при этом компенсировал падение спроса внешнего - в сентябре физический объем экспорта сократился на 1% (здесь и далее сезонность устранена), в октябре, по предварительным оценкам, - еще на 1,4%, главным образом в части топлива и продукции машиностроения. Так что замещение выпадающего экспорта поставками на внутренний рынок пришлось как нельзя кстати.

Особенность нынешнего подъема потребительского спроса в том, что он генерируется главным образом низко- и среднедоходными группами населения. В его основе лежит возобновившееся с мая повышение реальной заработной платы. За шесть месяцев она увеличилась на 8,7%, в том числе в октябре - на 1,8%. Такой рост вряд ли можно объяснить лишь выводом зарплат "из тени" (хотя данный фактор, безусловно, присутствует). Скорее, речь может идти о социально-ориентированном поведении предприятий в условиях благоприятной экономической конъюнктуры. Еще один мощный фактор - рост пенсий, которые росли в третьем квартале средним темпом в 3,9% в месяц. И все это на фоне крайне скромной динамики реальных доходов населения (в октябре последние вообще сократились на 1,5%). Таким образом, налицо структурный сдвиг в доходах населения в пользу лиц наемного труда и пенсионеров за счет получателей предпринимательского дохода.

В сфере инвестиций совсем было угасшая тенденция подъема получила новый импульс. В октябре прирост инвестиций в основной капитал составил 1,6%, что в полтора раза выше уровня третьего квартала. Возобновилось расширение спроса на машины и оборудование (+2,2%), что весьма важно с точки зрения поддержания уровня производства машиностроительной продукции.

Сфера внешней торговли стала источником негативных новостей. Цены на российскую нефть (сорт Urals) на мировом рынке упали с 24,4 доллара за баррель в среднем в январе-сентябре до 19,7 доллара в октябре и 18 долларов в первой половине ноября. В годовом исчислении такое снижение цен означает потерю 7,5-8 млрд долларов выручки по экспорту сырой нефти, 2-2,5 млрд долларов по нефтепродуктам, 2,5-3 млрд долларов по природному газу. Итого, потенциальное сокращение только топливного экспорта (а цветные металлы и удобрения тоже уверенно дешевеют) в расчете на год составляет 12-14 млрд долларов, что превышает прирост золотовалютных резервов за текущий год. Что касается импорта, то возникла парадоксальная тенденция - сокращение стоимостных объемов ввоза при расширении внутреннего спроса и укреплении рубля. В сентябре снижение объема импорта составило 3,4%, в октябре, по предварительной оценке, - 2,8%. Видимо, сказываются организационные изменения в деятельности таможен - уже не в первый раз это происходит словно бы в ответ на активизацию импорта.

Инфляция на потребительском рынке осенью, как и следовало ожидать, несколько ускорилась. Если в августе рост потребительских цен вообще не был зафиксирован Госкомстатом, то в сентябре он составил 0,6%, в октябре - 1,1%, в ноябре, по предварительной оценке, достигнет 1,4%. Однако такое ускорение вызвано главным образом сезонным удорожанием плодоовощной продукции. Без учета этой товарной группы инфляция уже с мая держится на стабильном уровне 1-1,3% в месяц.

На октябрь пришлась пауза в выплатах по внешнему долгу. Если в третьем квартале объем чистых выплат составлял около 1,2 млрд долларов в месяц, то в октябре он снизился почти в три раза - до 400 млн долларов. Изменение соотношения спроса и предложения на валютном рынке стимулировало рост чистых покупок валюты со стороны ЦБ РФ. Последние, по оценке, достигли в октябре не менее 1,6 млрд долларов (без учета операций с Минфином). Эти средства, вопреки обыкновению, были направлены не на пополнение официальных золотовалютных резервов (они за октябрь практически не изменились), а на досрочное погашение задолженности ЦБ по кредиту МВФ.

При подготовке обзора были использованы материалы Андрея Белоусова, Дмитрия Белоусова, Владимира Сальникова, Олега Солнцева (Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ИНП РАН).