NET слов

Культура
Москва, 26.11.2001
«Эксперт» №44 (304)
Старые знакомые и новые открытия на театральном фестивале NET

Фестиваль NET придуман критиками, поэтому писать плохо о нем невозможно. Здесь прессу носят на руках, а спектакли подобраны так, что каждый из них так и просит концептуального разбора. "Интерпретируй меня, не ленись!" - молит любая мизансцена. В таких условиях критик оживляется, вспоминает давно забытые за репортажной работой навыки и чувствует, что престиж его профессии растет ощутимо, как температура. NET организуют твои добрые приятели. Иногда они даже выходят на сцену - как это случилось в "Альцесте" Клима. Но про "Альцеста" мы писать не будем, так как договорились плохо о NET не писать.

От нечеловечески огромной Театральной олимпиады и хаотичной "Золотой маски" фестиваль NET отличается компактностью и ясностью концепции. Шесть спектаклей плюс несколько пьес "в концертном исполнении": актеры на пустой сцене в обычной одежде читают их на голоса. Не надо разрываться между театрами, не надо смотреть по несколько постановок в день. К тому же не приходится мучиться, пытаясь свести все увиденное воедино. Цель нынешнего фестиваля проста предельно - показать последние достижения новой драматургии.

Современным драматургам живется нелегко. С одной стороны их теснят бессмертные конкуренты - Шекспир с Эсхилом. С другой - наезжают кино, ТВ и компьютерные стрелялки. Приходится авторам позиционировать себя как мастеров, сочетающих мифологические страсти-мордасти с новейшей клиповой образностью. Так возникает чернуха - моднейшее направление в современной драме, способное при правильной раскрутке принести отличные дивиденды творцу. Раньше она считалась чисто перестроечным изобретением. Но по мере того, как поднимался железный занавес, мы убедились, что на Западе ее любят не меньше.

Дранг нах Остен

Каждый год в Германии, Австрии и Швейцарии создается пять тысяч новых пьес. Шесть из них свели на NET в программу "Ш.А.Г." В одной из них ("А. Это другая") героиня поджигает себя сама, в другой ("Арабская ночь") обитатели рабочей окраины убивают друг друга. В третьей ("Мужчина, что еще не обнажил натуры слабой, женской") вообще идет гражданская война. Всем драматургам около тридцати лет. Они регулярно и успешно ставятся на родине.

Самая круто сваренная пьеса "из Германии с любовью" удостоилась полнометражной постановки. "Огнеликого" Мариуса фон Майенбурга привез в Москву литовский режиссер Оскарас Коршуновас. Коршуновас приезжал в Москву десять лет назад, показывал свой первый знаменитый спектакль "Там быть здесь" и так и остался в памяти народной заместителем Някрошюса, формалистом и новатором. С тех пор его спектакли объездили все крупные международные фестивали. Коршуновас получал премии и приглашения ставить на Западе. Много работая за рубежом, он научился ставить быстро, дешево и сердито. Ставит он в основном "рассерженных" - молодых авторов вроде Марка Равенхилла (Shopping & Fucking) или того же Майенбурга. Это компактные спектакли: идут они недолго, стоят недорого, а возить их по фестивалям одно удовольствие.

В духе здорового минимализма построен и "Огнел

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (304) 26 ноября 2001
    Нефть и экономика
    Содержание:
    Русский бизнес
    Наука и технологии
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама