В поте лица под аккомпанемент табла, стационарных фисгармоний и собственных ладоней суфии три часа кряду славили Аллаха. "Братьев Сабри", семерых смуглых уроженцев Северного Пенджаба, на фестивале ориентальной культуры "По ковру" в Москве ждали: несмотря на дороговизну билетов, зал московского культурного центра "Дом" был переполнен. Те, кто хотел увидеть летающих дервишей - средневековых исламских святых, - поначалу были разочарованы. "Братья Сабри" - обычная семья музыкантов.
По преданию, традиция суфийского пения - кавали - родилась так: когда проповедники-мусульмане пришли к индусам, те не захотели их слушать - любящие веселиться игнорировали послов чужого бога. Тогда проповедующие поняли: с этими людьми надо говорить на их языке - при помощи музыки и песни. В результате появился уникальный жанр музыкальной проповеди о любви и мире, где через божественную красоту пения устами певцов говорит сам Аллах.
Когда Махмуд и Макбул Сабри, певцы - основатели группы (обоим за семьдесят), вышли на сцену в длиннополых расшитых халатах, сердоликовых бусах и национальных шапочках-пирожках, их встретили со снисходительным пониманием эстетов, пришедших в этнический зоопарк, - такую музыку в Москве почти не знают и не умеют ее слушать: когда во время первой двадцатиминутной кавали на несколько секунд пение затихло, многие решили, что пора хлопать. А уже через пятнадцать минут большая часть слушателей погрузилась в транс.
Назвать суфийское пение этникой язык не поворачивается: в отличие от любой "экспортной" сурдинки, интересной скорее иностранцам и ученым, нежели соотечественникам, музыка "Братьев Сабри" - живая. Она знаменита на родине и везде, где говорят на урду или хинди. Это ритуал, религиозная церемония, а не просто музицирование. Поэтому "Братья Сабри" отказываются работать с западными звездами, хотя такие предложения поступают постоянно.
"Братья" были первыми исполнителями кавали, которых узнал Запад, за что правительство Пакистана присвоило музыкантам звание "культурных послов". В Россию же они приехали впервые. Продюсер группы Эва Скалла не стала скрывать: на Западе музыка qawwali - уже "раскрученный" жанр, там его знали еще в шестидесятые. На вопрос, мог бы сейчас такой же концерт пройти в "Карнеги-холл", Эва ответила, что для самих музыкантов в этом не было бы проблемы, но вот американцы могут неправильно понять. Здесь, в Москве, все поняли правильно.