Кредитная история

Русский бизнес
Москва, 26.11.2001
«Эксперт» №44 (304)
Российский потребитель учится жить в долг

Очередь начиналась с первой ступени лестницы, поднималась по ней на второй этаж, делала несколько оборотов и заканчивалась у небольшого окошечка. Это - не воспоминания об апокалиптических для потребительского рынка временах начала девяностых. Пару недель назад очередь видели в одном из магазинов, торгующих бытовой техникой, и стояли люди за кредитом на приобретение домашних вещей длительного пользования.

Программа для несреднего класса

Кредиты покупателям дает банк "Русский стандарт". К мысли осваивать рынок потребительского кредита руководство банка подтолкнули кризис 1998 года и консалтинговая компания "Маккинзи". "Традиционные для российских банков того времени рынки и инструменты зарабатывания денег привели многих из них к банкротству, - вспоминает Дмитрий Левин, председатель правления банка. - Нужно было понять, на каких рынках можно работать долго и стабильно". В поисках ответа "Русский стандарт" обратился к западным консультантам. Те, сославшись на мировой опыт, посоветовали заняться розничным кредитованием.

Дело в том, что, по многолетним наблюдениям, даже в развитых странах население показало себя более стабильным клиентом, чем корпорации: в мире физических лиц финансовые потоки более постоянны, чем в секторе лиц юридических. "Обратившись к потребительскому кредиту, банк диверсифицирует свои риски, - замечает Николай Редько, президент Московского банковского союза. - На самом деле сейчас существует реальный дефицит на рынке кредитования: только это не дефицит средств, а дефицит надлежащих заемщиков. Дашь многомиллионный кредит какому-нибудь крупному заводу, а потом кукуй с ним. Вот и выстраиваются к действительно перспективным компаниям очереди из банков, а те тендеры проводят: кто запросит меньший процент".

Кроме того, рынок потребительского кредита отвечал основной стратегической установке банка. "Избегать конкуренции с другими участниками рынка, - формулирует установку г-н Левин. - У нас банковский сектор ориентирован на крупных клиентов, а вокруг - целина".

Конечно, нельзя сказать, что рынок потребительского кредитования пуст совершенно. Некоторые частные банки пытаются развивать ипотеку - жилищную и гаражную, кредитуют покупку автомобилей. Дает кредиты и Сбербанк. Однако в первом случае заметно, что частники делают ставку на обеспеченных клиентов. И именно это создает для них трудности. Как отмечают специалисты, трудно развить ипотеку на рынке, где квартиры по цене нью-йоркских апартаментов улетают сразу же, стоит дать объявление о продаже. "Русский стандарт" повернулся лицом к не самому богатому потребителю, доходы которого находятся в диапазоне 150-400 долларов на члена семьи. Однако в эту среднюю цифру вносят вклад даже бабушки, живущие на пенсию, но неспособные отказать себе в удовольствии одарить "внучка" на день рождения хорошим плейером.

"Малообеспеченное население - всегда последнее в очереди при составлении бизнес-планов, - комментирует Дмитрий Левин. - Но мы пошли именно к ним". Дело в том, что эта категория покупателей в

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (304) 26 ноября 2001
    Нефть и экономика
    Содержание:
    Русский бизнес
    Наука и технологии
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама