Никто не хотел продавать

26 ноября 2001, 00:00

За два дня до официального завершения государственных закупок зерна (23 ноября) на торгах, проходивших на Европейско-Азиатской бирже, было закуплено всего около 78 тыс. тонн пшеницы третьего класса на сумму примерно 208 млн рублей.

Напомним, что государство планировало потратить на эти цели как минимум 2 млрд рублей и закупить 700-800 тыс. тонн зерна. По мнению аналитиков, в оставшиеся два дня объем закупок может увеличиться максимум до 100 тыс. тонн.

Эксперты предсказывали, что интервенции вряд ли пройдут успешно, поскольку они начались с явным опозданием, тогда, когда цены на пшеницу третьего класса уже начали подниматься и практически достигли верхней планки коридора, который был определен для торгов (2300-2700 руб. за тонну). Правоту экспертов признал даже один из высокопоставленных чиновников Минсельхоза: на прошлой неделе он посетовал, что торги проводились в ноябре, а не в августе-сентябре.

"Желаемого эффекта при проведении этих торгов государство не достигло, - считает руководитель аналитического департамента 'МТС Зерно' Андрей Чернышев. - Цены на пшеницу третьего класса ведут себя достаточно спокойно - в ближайшее время возможен либо самый небольшой рост, либо стагнация, все-таки объемы валового сбора оказывают давление на цены". По мнению Андрея Чернышева, те две-три компании, которые сейчас принимают участие в торгах, не контролируют и пяти процентов рынка, поэтому они и не в состоянии продать существенные объемы. Специалисты компании "ОГО", комментируя ход торгов, отметили: нынешние госзакупки показывают, что в России еще не сформировались достаточно крупные зерновые компании, которым было бы выгодно при той небольшой марже (при существующих условиях поставок для госзакупок - не более 200 рублей на тонну) оперировать большими партиями зерна.

Вице-премьер правительства Алексей Гордеев, утверждая, что государство не ставило себе цели закупить большие объемы, пытается оправдать проведение нынешних интервенций. Он считает, что режим регулирования все же оказывает положительное влияние на ситуацию и в дальнейшем может стать действенным механизмом. Может, и станет, если будут учтены высказанные большинством участников зернового рынка замечания о сроках, ценах и объемах интервенций (подробнее см. "Эксперт", N42 от 12 ноября).