Интернет: доверие возвращается?

Экономика и финансы
Москва, 26.11.2001
«Эксперт» №44 (304)

Пик массовых банкротств высокотехнологических компаний, похоже, пройден. Об этом свидетельствуют результаты целого ряда исследований, опубликованные в течение октября-ноября. Производительность труда в IT-секторе начала расти и достигла рекордного за последние три года уровня. Опросы топ-менеджеров компаний, действующих как в традиционных, так и в новых секторах экономики свидетельствуют о росте их доверия к различным формам электронной коммерции.

Конечно, еще нельзя говорить о том, что инвесторы сменили гнев на милость в отношении этих компаний. Так, совокупная оценка стоимости 150 ведущих европейских интернет-компаний в первом полугодии текущего года составила всего четверть от их стоимости за тот же период 2000 года, доля прибыльных компаний сократилась за тот же период с 41 до 24% (данные октябрьского исследования PricewaterhouseCoopers). Банкротства продолжаются. Согласно свежему отчету, опубликованному Webmergers, число банкротств в октябре 2001 года - почти такое же, как в октябре 2000-го (но это все же вдвое меньше, чем в мае текущего года). Выросло в октябре и количество выкупленных инвесторами "дот-комов". В качестве покупателей часто выступают компании, которые аналитики Webmergers относят к категории "старый hi-tech" (в их числе, например, IBM, купившая за 129 млн долларов CrossWorlds). Webmergers ожидает, что эта тенденция будет довольно устойчивой в ближайшее время, ведь такие покупки позволяют "старому hi-tech" быстро и теперь уже относительно дешево развивать собственные продукты и услуги. За CrossWorlds IBM заплатила сумму, не превышающую 1,6 годового оборота последней. Этот коэффициент оказался в десять раз ниже, чем в случае однотипных покупок, совершавшихся в 1999 году и начале 2000-го (14 и 16 соответственно).

Разумеется, дешевизна (а многие аналитики говорят, что в IV квартале 2001 года рынок достиг дна) еще не повод делать покупки. Но "старый hi-tech", очевидно, исходит и из других посылок. Рисковый капитал схлынул с этого рынка, что снижает вероятность почти немедленного появления двойника-конкурента покупаемой компании. Похоже, отвращение клиентов к интернет-технологиям как таковым сходит на нет. Более того, даже усиливается спрос на системы прикладного характера - обеспечивающие управление отношениями с клиентами (CRM) и закупками, интерактивные платежи, управление цепочками снабжения, управление ресурсами предприятия (ERP). Согласно исследованиям, проведенным американской исследовательской компанией META Group, общие расходы традиционных компаний на информационные технологии в следующем году сократятся на 2-5% (тогда как в этом году они выросли на 8%). Однако половина опрошенных META руководителей IT-подразделений заявили, что продолжат расходовать средства на эти цели.

К таким же выводам пришла и другая исследовательская компания - Forrester Reserch, аналитики которой отмечают, что руководители информационных служб реагируют на спад в экономике, финансируя меньшие по объему и более краткосрочные проекты. По мнению Forr

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (304) 26 ноября 2001
    Нефть и экономика
    Содержание:
    Русский бизнес
    Наука и технологии
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама