Сертификат опасности

Экономика и финансы
Москва, 26.11.2001
«Эксперт» №44 (304)
Новые правила государственной регистрации способны ввергнуть в хаос российские рынки пищевых продуктов, парфюмерии, косметики и бытовой химии

Разбор бюрократических завалов на пути отечественных предпринимателей стал одной из визитных карточек экономической политики нынешнего кабинета. Результаты вдохновляют: в десятки раз сокращено количество лицензируемых видов предпринимательской деятельности, активно реализуется принцип регистрации бизнеса в "одном окне", разработан и в ближайшее время должен быть принят Госдумой весьма либеральный законопроект "Об основах технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия". Но, к сожалению, отдельные ведомства позволяют себе не только игнорировать "политику партии", но и двигаться явно в противоположном направлении.

Самым вопиющим примером бюрократических безумств обещает стать вступление в действие с 1 января 2002 года двух постановлений правительства - N988 от 21.12.00 "О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий" и N262 от 4.04.01 "О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации". Оба документа регламентируют весьма важную сферу - проверку поставляемой на российский рынок продукции на соответствие установленным требованиям, в первую очередь безопасности для потребителей. По-видимому, согласно нехитрой чиновничьей логике, качество таких проверок должно расти в соответствии с количеством контрольных бюрократических структур.

Лишние сущности

На сегодняшний день в России уже сложилась вполне работоспособная и достаточно эффективная двухуровневая система проверки регистрации и сертификации товаров широкого потребления. Она включает получение санитарно-эпидемиологического заключения в Санэпиднадзоре и сертификата соответствия в Госстандарте. Парфюмерия и косметика вдобавок проходят проверки на содержание спирта (в целях обложения акцизом на спиртсодержащие вещества) и на содержание озоноразрушающих веществ. Поскольку бюрократия не любит торопиться, регистрация и сертификация одного продукта занимает сегодня два-три месяца, что, естественно, приводит к задержке вывода на отечественный рынок новых товаров и связанным с этим финансовым потерям производителей и продавцов.

Чиновникам этого показалось мало, и с нового года длительность этих процедур для парфюмерии, косметики, пищевых продуктов и табачных изделий увеличится еще на пять недель для прохождения государственной регистрации, а для товаров бытовой химии - даже на тринадцать недель, поскольку на них еще придется получать паспорт безопасности сырья. Соответственно, возрастают проблемы и затраты производителей и продавцов.

Впрочем, с дополнительными затратами можно было бы смириться, если бы в этих новшествах был хоть какой-то практический смысл, если бы они хоть чуть-чуть увеличивали защиту потребителей от некачественной продукции. Но на самом деле усложнение существующей системы не дает никакого эффекта.

"Что касается государственной регистрации новых продуктов в Минздраве, которая вводится постанов

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (304) 26 ноября 2001
    Нефть и экономика
    Содержание:
    Русский бизнес
    Наука и технологии
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама