О личных впечатлениях

Разное
Москва, 26.11.2001
«Эксперт» №44 (304)

Гражданский форум в Москве прошел. Не берусь оценивать это масштабное событие в целом ("Эксперт" пишет о нем в этом номере), но могу рассказать об одном из круглых столов, в рамках этого события состоявшихся. Тема разговора формулировалась так: "Почему российские СМИ не видят ни граждан, ни общества?". На этот провокационный вопрос участники разговора дали несколько в разной степени аргументированных ответов. Приведу часть из них в порядке поступления, а поскольку участники круглого стола в основном слушали друг друга, то тем самым и в порядке некоторого усложнения.

Первый: потому и не видят, что их нету. К моменту развала Советского Союза население России было уже в состоянии абсолютно деморализованном. Восстановление сколько-нибудь заметной социальной структуры вполне атомизированного народа есть дело очень небыстрое и только начавшееся. Сегодня даже внимательный взгляд сможет различить лишь первые проблески социального клея (причем, похоже, больше склеиваются не самые желательные множества).

Второй: не то чтобы не видят, но видят мало, потому что хорошее вообще видеть трудно. Высмотреть в потоке событий достойное уважительного внимания, отвлечься от "чернушных" стереотипов способен лишь независимый, умный и даровитый человек, каковых среди журналистов никак не большинство. Вдобавок журналистика загнала себя в угол, сделав для публики, да и для себя самой, общим местом утверждение о собственной продажности. Писать о благих примерах и начинаниях становится поэтому еще труднее: пишущий заранее знает, что значительная часть как аудитории, так и коллег увидит в его тексте "заказуху".

Третий: журналисты не знают реальной жизни, которой живет их страна. Спроси их, как устроена черная бухгалтерия, - многие ли ответят? Для того чтобы хотя бы начать видеть общество и граждан, нужна спокойная этнография. Но на этом рынке нет ни предложения, ни спроса...

Но это, собственно, уже четвертый ответ: СМИ не освещают того, на освещение чего нет спроса. Публика хочет смотреть и читать про аварии и катастрофы, а про граждан и общество - как-то не очень. Любой онлайновый редактор подтвердит: в дни, когда что-либо "этакое" происходит, посещаемость их сайтов увеличивается на порядок. Причем общественными проблемами не интересуется не только широкая публика, с которой и спрос-то невелик, но и элита: ни всероссийская, ни региональные элиты не чувствуют (во всяком случае, не выказывают) потребности в представлении новых людей - может быть, из-за небезосновательного опасения им проиграть. Журналисты, со своей стороны, могли бы, конечно, подумать, каким образом породить этот отсутствующий интерес, но, как заметил один из выступавших, "сегодня спрос на журналистский труд так велик, что нам, журналистам, думать незачем".

Пятый: когда имеет смысл разглядывать общество? Когда у людей кое-что есть: образование, приемлемый для них жизненный уровень, какие-никакие перспективы и проч. Последний раз это было так в начале перестройки. Потом все занялись проблемами выживания, перспе

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (304) 26 ноября 2001
    Нефть и экономика
    Содержание:
    Русский бизнес
    Наука и технологии
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама