Сразу две московские электронные торговые сети - "М.Видео" и СВ ("Техносила") - объявили о введении в строй магазинов самообслуживания. Это новая технология для этого сектора торговли.
Магазин "Техносила" расположен в новом торговом центре "Гвоздь" на пересечении Волоколамского шоссе и МКАД, его площадь - 1350 м2. Супермаркеты "М.Видео" находятся в районе метро "Калужская" и на Щелковском шоссе. Их площадь, соответственно, 2200 м2 и 2900 м2. Как сообщили в "М.Видео", компания тоже рассматривала "Гвоздь" как потенциальный проект. Однако размеры предложенной площади ее не удовлетворили. По мнению специалистов "М.Видео", для того чтобы обеспечить пропускную способность, адекватную ассортименту сети (15 тыс. наименований), свободные зоны для осмотра товаров и прохода покупателей с тележками, нужны торговые залы свыше 2000 м2. Что касается "Техносилы", для нее при выборе нового магазина более значимым фактором, чем площадь, оказалась близость к постоянному потоку покупателей - соседство с продовольственной сетью это ей обеспечит.
По мнению специалистов "Техносилы", преимущество самообслуживания -"в снятии преград между покупателем и товаром. Бери, смотри, включай. За счет того, что товар находится непосредственно в зале и покупатель имеет возможность самостоятельно взять его с полки, погрузить на тележку и тут же оплатить, сокращается время обслуживания по сравнению с вариантом доставки товара со склада магазина". Как отмечает Алексей Максимов, управляющей розничной торговлей "М.Видео", переход на новый формат еще больше приближает российские сети к технологиям западных торговцев. Ведь именно благодаря самообслуживанию у MediaMarkt - подразделения немецкой компании Metro, потенциального конкурента наших сетей - конкурентоспособные цены. Правда, г-н Максимов считает, что на российском рынке необходим компромисс: "Наш покупатель менее рационален, чем немецкий, и более любопытен. Ему необходим продавец, чтобы было с кем обсудить преимущества и недостатки того или иного товара. Поэтому в наших магазинах мы не будем сводить число консультантов в зале к минимуму, как это делается в иностранных супермаркетах электроники".